Дитер Кох

Аянамсы в сидерической астрологии

Западная астрология в основном использует тропический Зодиак, в котором 0° Овна фиксируется в точке весеннего равноденствия. 

В противоположность этому, сидерическая астрология использует сидерический Зодиак, начальная точка которого определяется относительно неподвижных звезд. В сидерической астрологии есть и западная, и восточная традиции. Первая призывает вернуться к вавилонской и эллинистической традициям, тогда как вторая берет свое начало от индийской традиции, которая в последние годы стала известна как ведическая астрология. (Поскольку ведическая духовность не имеет ничего общего с астрологией, на самом деле это слово употребляется неправильно, и я в дальнейшем буду называть ее «индийской астрологией» или «сидерической астрологией».)

Так как точка весеннего равноденствия совершает медленное движение относительно неподвижных звезд, так называемую прецессию, составляющую 1° за 71.6 лет, тропический и сидерический Зодиак медленно отдаляются друг от друга. Около 1500 — 2000 лет назад оба Зодиака были почти идеально согласованы друг с другом. Тем не менее, в наше время разница между ними составляет около 20° и продолжает увеличиваться.

В настоящее время сидерические эфемериды получают из тропических путем вычитания определенного значения разности из тропических положений планет. Это значение разницы называется аянамса. Санскритский термин ayanāṃśaḥ состоит из слов ayanam, «ход (Солнца), полугодие» и aṃśaḥ, «часть», что в буквальном переводе означает «часть хода». Это относится к расстоянию, на котором точка солнцестояния находится от начальной точки основного знака Зодиака, с которым оно связано. Это расстояние равно расстоянию, на котором находится точка весеннего равноденствия от точки сидерического Овна.

Сидерические астрологи, к сожалению, расходятся во мнениях относительно вопроса, где именно следует считать начальную точку сидерического зодиака располагающейся в небе. О ней существуют многочисленные расходящиеся мнения, и, как следствие, значительное количество различных аянамс. Новые аянамсы изобретаются почти каждый год. Новички в сидерической астрологии сталкиваются со сложной проблемой приятия решения, какая аянамса может быть правильной, если, конечно, они не хотят просто следовать советам своих учителей. Индуистские астрологи и их западные ученики в основном используют так называемую аянамшу Лахири, в то время как в западной сидерической традиции как правило используется аянамса Фаган-Брэдли.

Существуют различные виды аянамс:

* Аянамса Фаган-Брэдли

Эта аянамса была представлена американским астрологом ирландского происхождения Сирилом Фаганом (1896-1970) примерно в 1950 г. Он принял за точку неподвижной звезды Спика 29° Девы. Американский астролог Дональд А. Брэдли (1925-1974) скорректировал положение этой звезды до приблизительно 29° 06 Девы, как утверждается, на основании своего статистического астрологического исследования. При использовании этой аянамсы важные звезды Альдебаран и Антарес расположены почти точно в 15° Тельца и Скорпиона.
Зодиак Фаган-Брэдли очень близок к Зодиаку, который использовался вавилонскими астрологами в эллинистический период. Статистические экспертизы астрономических клинописных табличек Питера Губера в 1958 году обеспечили аянамсу, которая отличается менее чем на угловую минуту от аянамсы Фаган-Брэдли. Однако, в соответствии с более недавними исследованиями Джона П. Бриттона (2010), ошибка все еще может составлять несколько угловых минут (см. далее ниже).


Зодиак Фаган-Брэдли — один из самых старых сидерических Зодиаков.


C. Фаган и Р.К. Файербрэйс, Учебник сидерического Зодиака, Лондон, 1961.

* Аянамса Лахири

Эта аянамса используется в основном в Индии, также она представляет собой официальную аянамсу, использующуюся для определения дат индуистских религиозных праздников. Она была введена в обиход в 1955 году Комитетом по реформе индийского календаря и названа в честь ее изобретателя, астронома Нирмала Чандра Лахири. Поскольку индийские религиозные календари определяются по входу Солнца в знаки сидерического Зодиака, индуистские религиозные праздники зависят от аянамсы, используемой при составлении календарей. Путем введения официальной аянамсы индийское правительство хотело добиться того, чтобы религиозные праздники приходились во всей стране на одни и те же дни. Тем не менее, историческая основа этой аянамсы достаточно проблематична, и многие эксперты считают, что она на несколько градусов ошибочна.


Лахири на самом деле предполагал, что звезда Спика (на санскрите Citrā) должна быть зафиксирована в точке 0° Весов. Однако, официальное определение аянамсы Лахири не точно претворяет в жизнь эту идею. Это объясняется тем, что традиционный метод расчета аянамс не учитывает собственное движение неподвижных звезд и небольшие изменения в ориентации плоскости эклиптики. По этой причине, некоторые астрологи предложили улучшенную версию этой аянамсы, так называемую «Истинная аянамса Читра-Пакша». (см. ниже)

Другие аянамсы, привязанные к звезде Citrā/Спика

* Истинная аянамса Читра-Пакша

Эта аянамса считается коррекцией аянамсы Лахири. Неподвижная звезда Спика (на санскрите Citrā) всегда находится ровно в 0° Весов.

* Аянамса Сурья-Сиддханта Читра

Самая ранняя подсказка, поддерживающая точку зрения, что Спика/Читра использовалась в качестве обозначения 0° Весов, была найдена в древнеиндийском учебнике астрономии Сурья-Сиддханта. Следует отметить, однако, что в этой работе не говорилось об аянамсах, а лишь упоминалось о позициях некоторых неподвижных звезд в сидерическом Зодиаке. В своем нынешнем виде Сурья-Сиддханта была составлена около 500 г. нашей эры. Более старые ее версии не сохранились, но упоминаются в других текстах.

Аянамса Сурья Сиддханта Читра определяется таким образом, чтобы звезда Спика находилась в 0° Весов в 499 г. н.э., если спроецировать ее на эклиптику в так называемой полярной проекции. В полярной проекции линия проекции не перпендикулярна к плоскости эклиптики, но проходит через небесный северный полюс и звезду. Поскольку вышеупомянутые аянамсы на основе звезды Спика (Лахири и Истинная Читра) проецируются на эклиптику под прямым углом, строго говоря, их нельзя судить на основе Сурья-Сиддханта.

Кроме того, следует отметить, что другие позиции звезд, данные в Сурья-Сиддханта, не совместимы со Спикой в 0° Весов. По этой причине данную аянамсу не стоит считать очень надежной.

* Аянамса Кришнамурти

Аянамса, которую использовал астролог К.С. Кришнамурти (1908-1972),  близка к аянамсе Лахири и Истинной аянамсе Читра. 

Аянамсы, зафиксированные в Ревати (zeta Piscium) или в галактическом центре

Аянамсы, ориентированные на Ревати (ζ Piscium) или на галактический центр, включены в одну группу, поскольку получающиеся Зодиаки практически идентичны. Поскольку древнеиндийские астрономы не знали о галактическом центре, это совпадение представляется довольно случайным. С философской точки зрения, вероятно, гораздо больше смысла в том, чтобы зафиксировать сидерический Зодиак в галактическом центре, чем на некоторой случайной неподвижной звезде. Поскольку все видимые звезды циркулируют вокруг галактического центра, его также можно было бы назвать «центральной звездой» нашей Галактики. Галактический центр также в миллионы раз тяжелее любой звезды.

* Истинная Аянамса Ревати и Аянамса Сурья-Сиддханта Ревати

Согласно Сурья-Сиддханта, звезда Ревати (ζ Piscium) нахдится в 29°50′ Рыб. На основе этой информации могут быть получены две различные аянамсы. В случае с Истинной аянамсей Ревати, предполагается, что звезда находится в этой эклиптической позиции в прямоугольной проекции. В случае аянамсей Сурья-Сиддханта Ревати, с другой стороны, Зодиак определяется таким образом, что Ревати находится в той же самой позиции в полярной эклиптической проекции, как в 499 г. н.э. Последнее представляется более целесообразным, поскольку Сурья-Сиддханта использует полярную проекцию. Тем не менее, следует отметить, что положение Ревати, которое указано в Сурья-Сиддханта, несовместимо с позициями Спика и других звезд, как указано в той же самой работе. К сожалению, позиции звезд Сурья-Сиддханта не позволяют определить основную аянамсу.

* Аянамсы Уша и Шаши

Эта аянамса названа в честь двух авторов, Уша и Шаши. В ней звезда Ревати (ζ Piscium) расположена близко к 0° Овна (29°50′ Рыб) и к галактическому центру в середине лунного дома Мула («корень, исток»), который в очень древние времена мог находиться в начале круга накшатры.

Галактический центр представляет собой массивную черную дыру в центре Млечного Пути. Наше Солнце и все видимые звезды вращаются вокруг него.

Уша и Шаши, Индуистские астрологические вычисления, 1978 (Sagar Publications, Нью-Дели).

* Аянамса галактического центра Дхрува середины Мула (Эрнст Вильгельм)

Эта аянамса была представлена в 2006 году американским астрологом Эрнстом Вильгельмом. Галактический центр проецируется на эклиптику в полярной проекции, т.е. вдоль большого круга, который проходит через небесный северный полюс (на санскрите dhruva) и галактический центр. Точка, в которой этот большой круг пересекает эклиптику определяется как середина накшатры Мула.

Эта аянамса очень близка к аянамсам Уша-Шаши и Ревати. Во всех них звезда Ревати (ζ Piscium) расположена вблизи сидерической позиции 29°50 Рыб.

Эта аянамса немного менее стабильна, ем другие аянамсы. Поскольку используется полярная проекция, она немного зависит от общей прецессии. Тем не менее, полярная проекция была методом, используемым в Сурья-Саддхата.

Следует отметить, что Вильгельм использует эту аянамсу только для определения круга накшатры не для Зодиака, потому что он использует тропический Зодиак в сочетании с сидерическими накшатрами.

https://groups.yahoo.com/neo/groups/StudyingKala/conversations/topics/14656

* Сасанидская аянамса

Это индо-персидская аянамса, в которой звезда Ревати располагается около 29°50 Рыб.

Более подробная информация об этой аянамсе содержится в Общей документации швейцарских эфемерид.

* Аянамса Гиппарха

Эта аянамса основывается на факте, замеченном историком Раймоном Мерсье, а именно, что если используются звездные позиции греческого астронома Гиппарха, «Спика не просто встает одновременно с восходом начала звездной эклиптики, но мы также наблюдаем восход α, β Овна и ζ Рыб» (т.е. звезд Овна и Ревати).

Raymond Мерсье, Исследования по передаче средневековой математической астрономии, IIb, стр. 35f.

Более подробная информация об этой аянамсе содержится в Общей документации швейцарских эфемерид.

* Галактический центр = 0° Стрельца

В этой аянамсе галактический центр располагается в 0° Стрельца и в начале накшатры Мула.  

* Галактический центр в золотом сечении Скорпиона/Водолея (Рафаэль Хиль Брэнд)

Эта аянамса, близкая к аянамсе Рамана, была предложена немецко-испанским астрологом Рафаэлем Хилем Брэндом (1959-). Хиль Брэнд помещает галактический центр в золотом сечении между 0° Скорпиона и 0° Водолея. Ось между 0° Льва и 0° Водолея является осью линейной астрологической системы. 

Рафаэль Хиль Брэнд, Небесная матрица. Die Bedeutung der Würden in der Astrologie, Mössingen (Хирон), 2014;

так же, "Конверсия тропической позиции в сидерическую".

Аянамса Рамана и другие индийские аянамсы

* Аянамса Б.В. Рамана

Эту аянамсу использовал великий индийский астролог Бангалор Венката Раман (1912-1998). Она основана на заявлении средневекового астронома Бхаскара II (1184-1185), который предложил аянамсу в 11° в 1183 году (в соответствии с информацией, предоставленной Чандра Хари).

Хотя эта аянамса очень близка к галактической аянамсе Хиля Брэнда, Раман, видимо, не думал о возможности определить Зодиак с помощью галактического центра..

По материалам: Чандра Хари, «Ayanāṃśa», к сожалению, без указания источника.

См. также: Б.В. Раман, Индуистская предсказательная астрология, стр. 378-379. Здесь 389 г. н.э. дается как год нулевой аянамсы.

* Аянамса Шри Юктешвар

Эта аянамса, по неподтвержденным данным, рекомендовалась Свами Шри Юктешваром Гири (1855-1936). Мы взяли ее определение от Грэма Доусона. Тем не менее, определение, данное самим Юктешваром во введении к его работе Святая наука является запутанным. В соответствии с его «астрономическими справочниками», аянамса в день весеннего равноденствия в 1894 году составляла 20° 54’ 36”. В то же время он считал, что это было расстояние до точки весеннего равноденствия от звезды Ревати, которую он поставил в начальной точке Овна. Тем не менее, это неправильно, потому что в тот же день Ревати была на 18° 24’ в стороне от точки весеннего равноденствия. Ошибка объясняется тем фактом, что Юктешвар использовал нулевую аянамсу на 499 г. н.э. и неточную скорость процессии из Сурья-Сиддханта, составляющую 360°/24’000 лет = 54 угловые секунды/год. Кроме того, Юктешвар был неправ при присвоении вышеупомянутого значения аянамсы 1894 году; в действительности оно относилось к 1893 году.

Так как скорость прецессии Юктешвара ошибочна на 4” в год, то на 2000 г. разница составляет 6’40”.

Хотя эта аянамса лишь на несколько угловых секунд отличается от галактической аянамсы Хиля Брэнда, Юктешвар явно не намеревалcя определять Зодиак с помощью галактического центра. Он подозревал Ревати-ориентированную аянамсу, но совершил в расчетах вышеуказанные ошибки.

Свами Шри Юктешвар, Святая наука, 1949, Yogoda Satsanga Society of India, стр. xx.

* Истинная аянамса Пушья

Эта аянамса была предложена индийским астрологом П.В.Р. Нарасимха Рао, автором астрологического программного обеспечения Jagannatha Hora (Джаганнатха Хора). Он утверждает, что человеческое существование имеет свой корень в сердце, которое соответствует знаку Рака. По этой причине он выбирает звезду Пушья (δ Cancri, Asellus Australis) в качестве якорной звезды Зодиака. Согласно древним текстам эта звезда находится в 16° Рака.


П.В.Р. Нарасимха Рао, «Представляя аянамшу Пушья-Пакша» (2013).

* Аянамса Бхазина

Эта аянамса использовалась индийским астрологом Дж.Т. Бхазином (1908-1983).

Вавилонские аянамсы и аянамсы, связанные со звездой Мула (λ Скорпиона)

* Аянамса Фаган-Брэдли

См. выше.

* Вавилонская аянамса (П. Хубер)

Эта аянамса была рассчитана в 1958 Петером Хубером, швейцарским экспертом в вавилонской математике и астрономии, на основе статистического исследования клинописных астрономических табличек. Она отличается от аянамсы Фаган-Брэдли менее чем на угловую минуту. Ее неопределенность дается как ±20 дуговых минут.


П. Хубер, «Über den Nullpunkt der babylonischen Ekliptik», в: Centaurus 1958, 5, стр. 192-208.

* Вавилонская аянамса (Дж. П. Бриттон)

Эта аянамса была рассчитана в 2010 году американским историком астрономии Джоном П. Бриттоном на основе статистического исследования клинописных астрономических табличек. Это попытка улучшить работу П. Хубера. Она отличается от аянамсы Фаган-Брэдли на 7 угловых минут. Бриттон дает ее неопределенность как ±0.09° (=5’ 24").

Джон П. Бриттон, «Исследования в вавилонской лунной теории: часть III. Внедрение единого Зодиака», в Arch. Hist. Exact. Sci. (2010) 64:617-663, стр. 630.

* Истинная аянамса Мула (К. Чандра Хари)

При использовании этой аянамсы звезда Мула (λ Scorpionis) принимается как находящаяся в 0° Стрельца.

Индийский астролог Чандра Хари считает, что лунный дом Мула соответствует чакре Муладхара. Он ссылается на учение о Калапаруша, котороеприсваивает 12 знаков Зодиака частям человеческого тела. Начальная точка Овна считается соответствующей макушке, а Рыб – ногам космического человека. Кроме того, Чандра Хари отмечает, что Мула имеет преимущество, будучи расположенной недалеко от центра Галактики, и не имея «собственного движения». Эта аянамса очень близка к аянамсе Фаган-Брэдли. Чандра Хари считает, что она отражает оригинальный вавилонский Зодиак. 

(В действительности, однако, звезда Мула (λ Scorpionis) все же имеет небольшое собственгое движение. Как уже было сказано, положение центра Галактики не было известно древним народам. Тем не менее, они были осведомлены о том, что Млечный путь пересекал эклиптику в этой области неба.)

К. Чандра Хари, «О происхождении сидерического Зодиака и астрономии», в: Индийский журнал истории науки, 33(4) 1998.

Чандра Хари, «Ayanāśa»

http://www.indiadivine.org/content/topic/1229109-true-ayanamsa-views-of-chandra-hari/

П.В.Р.Нарасимха Рао, «Краткий отчет об аянамше Чандра Хари – Обоснование Зодиака».

Аянамсы, ориентированные на Галактическо-эклиптический узел

Некоторые астрологи предпочитают фиксировать сидерический Зодиак в «Галактическо-эклиптическом узле», т.е. в точках пересечения между эклиптикой и галактическим экватором, что примерно соответствует Млечному Пути. Такое решение (как и аянамсы, ориентированные на галактический центр), очевидно, более убедительно с философской точки зрения, потому что галактика в действительности является наибольшим целым, внутри которого движется и существует наше Солнце и все видимые звезды.

Чтобы продолжить чтение, авторизуйтесь
Комментарии (0) Добавить комментарий
Комментариев нет. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь