Бернадет Брэди

Судьба, свободная воля, гороскопы и души. Часть вторая.

Мифические и мистические инструменты в руках астролога

В первой части этой статьи я сосредоточилась на сущности судьбы, описываемой сегодняшним сообществом астрологов, и поместила ее в контекст классической философии.

Будучи сообществом, мы сосуществовали с судьбой и работали с ней на протяжении двух тысячелетий, и у нас сложилось много разных взглядов на эту тему. Рассматривая эти разнообразные взгляды, я обнаружила, что точка зрения каждого человека отражает только одну часть целого, которое, будучи наконец собранным вместе, позволяет создать образ судьбы[1]. Мои исследования также показали, что в сегодняшнем мире большинство астрологов решили участвовать в свершении судьбы, а не полагать, что они свободны от ее влияния.

В этой второй части статьи я хочу рассмотреть роль гороскопа как зеркала личной судьбы, а затем обратиться к природе того, как можно «общаться с судьбой» в соответствии со взглядами Люсьена Леви-Брюля на некий мистический ум. Затем статья объединяет все эти темы из первой и второй частей, чтобы показать философию, находящуюся в рамках современной астрологии – философию, которая рассматривает будущее как лишь частично сформированное и которая позволяет астрологу принять участие в судьбе его собственной жизни. Я назвала эту новую астрологическую философию «темно-зеленой астрологией», поскольку она, по-видимому, опирается на идеи, исходящие от движения в защиту природы и альтернативных духовностей.

Cегодня немногие астрологи хотят превзойти свой гороскоп.

Ваш гороскоп, ваша жизненная история

Именно гороскоп раскрывает судьбу в течение жизни, и поскольку у астрологов разные взгляды на судьбу (см. часть 1), у них также разные мысли по поводу роли гороскопа. В начале 20-го века Алан Лео (1860-1917), английский астролог, который ввел спиритизм теософии в западную астрологию, учил, что гороскоп является отражением нашей земной жизни и таким образом раскрывает наши чувственные потребности – потребности, которые являются бременем на пути желания души подняться на небеса. Лео учил, что нужно избегать этих потребностей или подавлять их и тем самым постепенно учиться искусству преобладания над своим гороскопом. Его подход к прогностической астрологии заключался в том, что чем больше развилась ваша душа, тем меньшее значение имеют ваши транзиты[2].
Тем не менее, сегодня немногие астрологи хотят превзойти свой гороскоп. Вместо этого, благодаря гуманистическому астрологическому движению 1970-х годов, возглавляемому Дэйном Радьяром и Майклом Майером, большинство астрологов рассматривают свой гороскоп как продолжение себя, взгляд на себя с другой точки зрения. Эта точка зрения обеспечивает некую отрешенность, позволяя астрологу обращаться к гороскопу с целью получить представление о своей жизни и текущих событиях. Важно отметить, что эта отрешенность не равна безразличию, поскольку она позволяет астрологу спросить и найти ответ на внутренний вопрос: «Почему это случилось со мной?» Таким образом, для большинства астрологов гороскоп является не отображением всего, что человеку нужно подавить, а вместо этого пожизненным доверенным спутником, который путешествует вместе с ним во времени.

Кроме того, многие астрологи обнаружили, что отрешенность, предлагаемая гороскопом, предоставила им ценный жизненный инструмент. Голландский философ Барух Спиноза (1633-1677) утверждал, что если у человека был внешний образ самого себя, который был независим от времени – sub specie aeternitatis, что переводится как «инструмент вечности» - то этот человек получал выгоду от такой отрешенности[3]. Спиноза утверждал, что с помощью этого инструмента можно сосуществовать со своей судьбой в большей гармонии. («Судьба» на этом этапе истории стала рассматриваться как детерминизм.) Он считал, что этот гипотетический инструмент – это вневременное зеркало времени собственной личности – можно использовать как способ отступить от периодов эмоциональной турбулентности, и, таким образом, не стать жертвой своих эмоциональных напряжений.
Совсем недавно социолог Энтони Гидденс выступил со взглядами, схожими со взглядами Спинозы, когда утверждал, что, чтобы иметь возможность сформировать сильное чувство личной идентичности, индивидуум должен понять себя в «условиях своей биографии… [и] …во времени и пространстве…», и что индивидууму нужна концепция как себя самого, так и других людей[4]. В своих аргументах Гидденс не подразумевал астрологов, а Спиноза не был астрологом (он был философом и шлифовщиком линз), но, не зная того, оба эти человека описывали роль гороскопа, используемого сегодня многими астрологами.
Как уже было сказано, именно гороскоп показывает нам судьбу нашей жизни. Он достигает этого благодаря своему формированию и постоянной чувствительности к ньютоновской механике солнечной системы: циклам планет и вращения Земли. Эти циклы дают представление о нашей жизни во времени – в прошлом, настоящем и будущем. Гороскоп содержит нашу биографию, которая, в свою очередь, становится нашей собственной жизненной историей. Элементы памяти любого астролога будут иметь астрологические отметки, такие как «это было мое время транзита Нептуна» или «это то, что произошло во время моего последнего транзита Сатурна». Поскольку мы – астрологи, наше представление о прошлом и будущем все заполнено такими отметками.

Но гороскоп – нечто больше, чем маркер времени, поскольку он дает нам уникальную индивидуальность и одновременно предлагает нам членство в сообществе. Собственная уникальность отдельного человека гарантируется, поскольку каждый гороскоп в истории человечества является самобытным. С чрезвычайно редкими исключениями в случае близнецов, идентичных по времени и месту рождения, ни один человек из прошлого, настоящего или будущего не будет иметь ни с кем общего гороскопа. Тем не менее, часть своих гороскопов мы разделяем с гороскопами других людей. Датчанин Дэйн Радьяр напомнил нам, что наш персональный гороскоп тоже является «космической подписью»[5]. Мы разделяем эту космическую подпись с другими астрологами. Например, наш знак Солнца подобен «животному тотему» в нашем сообществе; человек – Овен или Телец, и хотя он больше, чем просто знак Солнца, этот знак по-прежнему является точкой нашей встречи с другими астрологами. Кроме того, у нас может быть квадрат Солнца к Сатурну, и по существу мы будем разделять свои истории с другими людьми, имеющими аналогичный аспект. Знак нашего Солнца, восходящий знак, знак Луны и наши различные аспекты по отдельности все предлагают нам членство в глобальном астрологическом сообществе. Таким образом, наш гороскоп обеспечивает нам много точек пересечения или частичного совпадения нашего опыта с опытом других людей, что позволяет и способствует членству в коллективной идентичности, хотя в то же время отличительная комбинация частей нашего гороскопа дает нам автономию. Благодаря нашему гороскопу, напоминающему нам о нашей уникальности, мы также можем оценить уникальность других. Гороскоп дарит нам самоощущение, которое включает в себя индивидуальность, членство в сообществе и эмпатию.

Однако, то, что справедливо для гороскопа, справедливо и для судьбы, поскольку гороскоп и судьба неотделимы друг от друга. Таким образом, понимая роль гороскопа, мы можем узнать немного больше о судьбе. Знание нашей судьбы придает смысл нашей жизни, помещая события в чувство порядка или схемы, точно так же, как гороскоп. Признавая существование судьбы и необходимость придерживаться упорядоченного мира, в котором мы живем, мы обретаем смысл собственной жизни. Наше понимание общей или разделенной с кем-то судьбы, описываемой внешними планетарными циклами или внешними планетами, меняющими знак, обеспечивает нам членство в более широком сообществе других людей и в одушевленном космосе. Именно понимание уникальности нашей судьбы дарит нам сопереживание и понимание. Судьба – это подарок космоса, а не проклятие.

Судьба и история

Именно в практике прогностической астрологии гороскоп действительно становится спинозийским инструментом sub specie aeternitatis, инструментом, который все время сохраняет свою геометрию – прошлое, настоящее и будущее. Тем не менее, жизнь – больше, чем геометрия; она существует, сохраняя повторяющиеся схемы. Эти схемы обеспечивают порядок нашей жизни, и этот порядок мы называем «историей». По мере продвижения вперед во времени мы помещаем все наши жизненные события в собственную повествовательную структуру. Таким образом, будучи астрологами, мы воспринимаем судьбу через объектив нашей истории. В некоторых определениях самости понятие личной идентичности в современном обществе считается исключительно выражением истории жизни человека[6]. Но это не относится к астрологам, так как мы рассматриваем себя как через свой гороскоп, так и через свою историю. Таким образом, транзит (или направление) формирует часть нашего жизненного повествования, которое исходит из формы самости, определенной нашим натальным гороскопом. Действительно, для нас наша личная жизненная история создает нашу судьбу и одновременно сама является ее созданием.

Следовательно, когда астрологическое событие является динамичным, текучим и движущимся, оно выносит столько же значения из своего отношения к другим частям повествования, сколько из собственного вклада в повествование. Выражаясь более кратко, предсказуемое событие, такое как транзит или прогрессия, необходимо читать с учетом его места в жизненной истории. Рассмотрим набор из четырех транзитов без каких-либо других данных гороскопа. Я привела здесь простые ключевые понятия, чтобы помочь выстроить историю, но у вас могут быть другие ключевые понятия, которые вы могли бы добавить в эту таблицу.


Транзит
Ключевые понятия
t  
Обязательство, эмоциональная ответственность, изоляция, разделение.
t  
Усталость, болезнь, чувство замороженности, время бессилия, заболоченность жизнью.
t  
Тяжесть, беспокойство, тяжелая рабочая нагрузка, ощущение нехватки ресурсов.
t  
Новые идеи, мечты, вдохновение, обман, замешательство.

Каждый из этих транзитов можно анализировать индивидуально, с учетом их знаков и домов, а также домов, управляемых вовлеченными планетами, которые все являются важными компонентами в устанавливании очертаний транзита, о чем я подробно говорила в другом месте[7]. Тем не менее, столь же важна последовательность транзитов, формирующих повествование. Рассмотрим эти транзиты, расположенные в следующей последовательности (см. последовательность 1).


Последовательность №1
1
2
3
4
t  
t  
t  
t  

В этом примере повествование описывает человека, переживающего период трудностей или переутомления (1-й транзит), за которым следует, что человек, возможно, заболел, физически истощен или испытывает нехватку ресурсов (2-й транзит). В результате этого истощения он решает или вынужден сделать перерыв в работе. Это позволяет ему помечтать или принять участие в более творческом процессе, который помогает ему увидеть новый путь, о котором он раньше не знал (3-й транзит). Он выходит из этого трудного времени, взяв на себя обязательство по новому проекту (4-й транзит). Если предположить, что это упрощенное чтение (поскольку оно не обращает никакого внимания на вовлеченный гороскоп или личную историю), его цель состоит в том, чтобы показать, что каждый транзит нужно читать как часть непрерывного повествования.

Если перестроить эту последовательность так, что порядок транзитов в жизни человека изменится, то эти же транзиты будут описывать другое повествование (см. Последовательность 2 ниже).


Последовательность №2
1
2
3
4
t  
t  
t  
t  

Эта последовательность может быть прочитана и как история о лице, выполняющем обязательства перед другим лицом или проектом или прекращающее отношения (1-й транзит). В результате этого обязательства или этих проблем во взаимоотношениях человек оказывается обессиленным или усталым (2-й транзит). Это приводит его к тому времени, когда он чувствует себя заблокированным или недостаточно обеспеченным ресурсами, ко времени борьбы (3-й транзит). В результате этой борьбы, связанной с жизнью, он либо бросает свою группу, либо ищет другую помощь или духовное утешение (4-й транзит).

Таким образом, каждый транзит имеет целый ряд возможных значений, но только когда они рассматриваются в своей определенной последовательности, то можно прочесть повествование, сформированное ими; как повествование, так и транзиты (или направления) несут в себе судьбу человека. На практике эти транзиты могут перекрывать друг друга: если один начнется раньше другого, или если они выровнены во времени, то вам нужно будет рассмотреть, какой транзит сильнее, какой берет на себя инициативу[8].

Рассмотрим другой пример, в котором задействованы только два транзита. Клиент приходит к вам с беспокойством о здоровье своей пожилой матери, которая живет с ним.

Транзиты в 3-й последовательности (ниже) подразумевают, что здоровье матери клиента ухудшится до такой степени, что либо она умрет, либо ее нужно будет поместить в дом престарелых. В этом примере судьба клиента, его жизненный сюжет, акцентируется темой тяжести эмоций и вопросов изоляции или разделения: транзит Сатурна соединяется с натальной Луной. Однако, вслед за транзитом Сатурна наступает транзит Урана. Это говорит о том, что после ухудшения здоровья матери клиент неожиданно обнаружит, что его повседневная жизнь изменилась. Потеря матери в повседневной жизни клиента фактически освобождает его: транзит Урана противостоит натальному Солнцу. Это не уменьшает его горе или беспокойство, но показывает, что клиент, как правило, обнаруживает, что в конечном итоге его повседневная жизнь стала проще.

Тем не менее, история совсем другая при последовательности 3 (ниже), так как теперь клиент борется с потребностями своей матери. Он пройдет через период, когда его работа или жизнь станут более требовательными к нему, и поэтому он борется с желанием большей свободы, находящейся в противостоянии с семейными обязательствами (транзит Урана). В результате этой борьбы клиент получает стимул помочь своей пожилой матери, либо переместив ее в дом престарелых, либо найдя помощницу для того, чтобы заботиться о ней в ее собственном доме. Последовательность 3 подразумевает ухудшение состояния матери, в то время последовательность 4 предлагает перестановки, связанные с проблемами матери, и, скорее всего, не связанные с ухудшением ее здоровья.


Последовательность №3 Последовательность №4
1
2
1
2
t  
t  
t  
t  

Суть этих двух простых примеров состоит в том, что, рассматривая конкретный транзит (или предсказуемое событие), необходимо смотреть за пределы этого единственного транзита. Если вас беспокоит сложный транзит, посмотрите, что следует за ним. Поистине трудное время будет содержаться в течение не одного транзита, а на протяжении трех или четырех лет сложных транзитов, потому что таков характер эмоциональной жизни людей. Если случится страшный кризис, то потребуется примерно три года, чтобы выйти из чувства темноты – и это должно отразиться на прогностической работе. В сочетании с методами прогностической астрологии это важное соображение при работе с эмоциональной жизнью человека. Астрологически разница между сложным годом и жизненным кризисом содержится не только в одном транзите (или направлении), а скорее в последовательности и/или перекрытии транзитов в повествовании.

Однако, остается открытым вопрос, действительно ли мы можем изменить нашу историю, выражение нашей судьбы.

Участие в судьбе: входя в собственную историю

В первой части этой статьи я предположила, что существование судьбы было поддержано представлением Эдмунда Гуссерля о жизненном мире. Идея Гуссерля заключалась в том, что на каждого уникального человека влияет взаимосвязанный мир, содержащий в себе все живые и неживые существа, а также историю личности и его культурное происхождение, и что одновременно каждый человек влияет на этот мир[9]. Ваша судьба, утверждаю я, является следствием вашего членства в космическом жизненном мире, наполненном «толчком и стимулом» «всего». Таким образом, ваша судьба находится в состоянии становления, а не в твердом фиксированном состоянии бытия.

Из этого следует, что ваша судьба не является неизбежной, и ее изменчивость не находится исключительно под вашим контролем. В действительности, она находится не под каким-то одним влиянием, но, скорее, под влиянием жизненного мира – вас, вашей истории и вашей культуры, а также всех других форм жизни и составляющих компонентов земли и неба. Ваша судьба, следовательно, является результатом схем, которые формируются и увековечиваются посредством ваших действий над жизненным миром и действий жизненного мира над вами. Тем не менее, хотя ваша роль кажется маленькой, вы не находитесь в стороне от своей судьбы. Вы не зритель, наблюдающий за играми на шахматной доске своей жизни, как описано в часто цитируемом стихотворении Омара Хайяма[10]:

Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь. А пешки? – мы с тобой.
Подвигают, притиснут, – и побили;
И в темный ящик сунут на покой.

Омар Хайям

Вместо этого вы находитесь «в игре», не контролируя ее части, а принимая в ней участие. Если вы поймете эту центральную точку картины, вы сможете войти в историю своей жизни, заняв свое место в жизненном мире и используя прогностическую астрологию для того, чтобы она сообщала вам, какие действия нужно предпринять сейчас, чтобы иметь возможность изменить будущее или внести свой вклад в его форму.

Чтобы продолжить чтение, авторизуйтесь
Комментарии (0) Добавить комментарий
Комментариев нет. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь