Астрология Древнего мира

    Астрология Древнего мира находилась на виталистическом этапе своего развития и представляла собой календарную астрологию, плавно перешедшую в астрологию предзнаменований.
   Около 650 года до н.э. астрология предзнаменований переходит в промежуточную стадию (зодиакальная примитивная астрология) и около 450 года до н.э. начинается этап гороскопной астрологии, длящийся до сих пор.
   Возникновение развитых астрологических традиций не было одновременным. Наиболее ранним, судя по всему, было появление астрологии в Месопотамии и (возможно) у древних ариев (ориентировочно на рубеже III–II тыс. до н.э.); в Китае и Месоамерике астрологические концепции были сформулированы к середине I тыс. до н.э.; тогда как астрологическая система друидов, видимо, сформировалась в последние века I тыс. до н.э. Точная датировка древнейших этапов становления астрологии весьма затруднена.
 

Месопотамия

   Основным источником достоверных сведений о самых ранних астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при раскопках в Двуречье (Месопотамии) – природной области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в 7 в. до н.э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическая серия “Энума Ану Энлиль”, в которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период.
   Именно Двуречье принято считать местом возникновения древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Первые города-государства были созданы шумерами, которые пришли на территорию Южного Двуречья на рубеже V – IV тыс. до н.э. Во 2-й пол. III тыс. до н.э. здесь уже существовали города, население которых исчислялось десятками тысяч (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.). Как раз к этой эпохе восходит систематическое наблюдение неба шумерами. В последние века III тыс. до н.э. в Месопотамии уже велись систематические наблюдения астрономических событий, которым придавалось астрологическое значение.
 

Вавилония

   В начале II тыс. до н.э. в южной части Двуречья сформировалось государство Вавилония (т.наз. Старовавилонское царство), достигшее своего расцвета в XVIII - XVII вв. Именно этим периодом датируются древнейшие известные астрологические тексты и деятельность первых астрологов, имена которых дошли до нас. Вавилонские жрецы наблюдали за движением Солнца, Луны и планет среди созвездий, постигая через них волю богов. Их предсказания, если воспользоваться современной терминологией, были мунданными: они касались судьбы правителей и государств, погоды и урожая.
   В XVI в. до н.э. Вавилонию завоевали горцы-касситы, что привело к её политическому ослаблению. На астрологии это сказалось неоднозначно. С одной стороны, именно во времена касситской династии (правившей до середины XII в. до н.э.) была собрана уже упомянутая серия астрологических предзнаменований «Энума Ану Энлиль», велись наблюдения восходов, заходов и кульминаций звёзд и планет. С другой стороны, есть основания полагать, что в касситский период традиция наблюдения и интерпретации небесных явлений на какое-то время была прервана. Анализ текстов из библиотеки Ашшурбанипала показывает, что месопотамские астрологи более позднего времени неоднократно демонстрировали серьёзное недопонимание многих знамений, упомянутых в «Энума Ану Энлиле».
  

Китай

   Примерно к этому же времени традиционная китайская историография относит создание придворной астрологической службы в Древнем Китае. В частности, в “Шу цзине” указывается, что во времена полулегендарной династии Ся два имперских астролога не смогли предсказать солнечное затмение, за что и были казнены. Астрономы традиционно датировали это затмение 22 октября 2137 г. до н.э. Однако современные исследователи считают эту историю или полностью мифической, или имевшей место много столетий спустя. Связанная с астрологией служба неба, возможно, существовала в Китае с эпохи Шан-Инь (1600–1027 до н.э.), но самые ранние реальные сведения о китайской государственной астрологии относятся только к I тыс. до н.э. Примерно на рубеже II - I тыс. до н.э. китайские учёные выделили на небе 28 «лунных стоянок» и 4 «сезонных» участка по 3 созвездия в каждом. Наиболее древние известные нам астрологические сочинения, созданные в Китае, датируются концом 5–4 вв. до н.э. В это же время был составлен первый известный список неподвижных звёзд (свыше 800). Данные работы показывают несомненное знакомство с месопотамской астрологией. Видимо, вавилонские методики были занесены в Китай из Индии буддийскими миссионерами. Соединившись с уже существующими концепциями (в частности, с идеей 28 “лунных стоянок” (сю) на небесном экваторе) и с наблюдениями китайских учёных, эти методики в итоге образовали ту систему, которую мы знаем из трактата астролога-историографа Сыма Цяня “Тянь гуань шу” (нач. 1 в. до н.э.).
   Уже в XII в. до н.э. астрономические наблюдения в Китае велись со специальных площадок-обсерваторий.
 

Египет

   В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных и злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдения звёзд (в частности, были выделены т.наз. деканы - 36 групп ярких звёзд, расположенных вдоль эклиптики).
 

Арии

   Имеющиеся сведения о культуре индоиранцев не позволяют однозначно судить о наличии или отсутствии оригинальных развитых астрологических систем у индоариев на этом историческом этапе.
   Арии, консолидировавшиеся на рубеже III–II тыс. до н.э. в районе Причерноморья и Прикаспия, стали энергично мигрировать в разных направлениях с начала II тыс. до н.э. Арии, достигшие Индии в 14–13 вв. до н.э., и иранские арии, осевшие в Иране в начале I тыс. до н.э., относятся к одной ветви индоевропейцев – к южной ветви, часто именуемой индоиранской. Этим объясняется большое количество общих черт в культуре иранцев и индийцев. Астрологические представления раннего периода нашли выражение в священных книгах этих народов – Ведах и Авесте, которые начали создаваться в конце II – начале I тыс. до н.э.
   Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма: разработка основных положений “науки о звёздах” приписывалась непосредственно основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главных областей применения астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менее важное место заняла астрология в индийской ведической религии. Однако трудно сказать, насколько была развита древнеиранская и древнеидийская астрология в доахеменидскую эпоху. Вероятнее всего, здесь следует говорить ещё о протоастрологии.
   Ахеменидская эпоха (6–4 вв. до н.э.) стала поворотным пунктом в развитии индоиранской астрологии. Власть могущественной державы Ахеменидов распространялась на большинство стран Ближнего и Среднего Востока (в том числе на Финикию, Египет и Месопотамию) и на часть Индии. Объединение земель, в которых до этого астрология развивалась достаточно самостоятельно, привело к взаимодействию концепций наиболее развитой месопотамской астрологии с менее развитыми местными традициями других частей державы. В частности, концепции астрономии и астрологии Двуречья проникли в Индию – о чём свидетельствует трактат Лагадхи “Джъётишаведанга” (конец 5 в. до н.э.) и оказали сильное влияние на дальнейшее развитие индийской науки. Персидская астрономия и астрология также впитала в себя мудрость Двуречья.
 

Ассирия

   В IX - VII вв. до н.э. наиболее могущественным государством в Передней Азии была Ассирия, под властью которой оказался даже Египет (в 671 - 664 до н.э.). Ассирийская астрология продолжала астрологические традиции Двуречья. В конце VIII в. до н.э. была создана клинописная серия «Мул Апин», в которой обнаруживаются первые шаги к введению знаков Зодиака: были выделены 18 созвездий на пути Луны и астрономические сезоны. Со времени Набонасара (747 - 734 до н.э.) в Двуречье велись систематические наблюдения затмений; в VII в. до н.э. вавилоняне уже умели правильно предсказывать лунные затмения. Именно к данному периоду принадлежит правление ассирийского царяАссирийская Ашшурбанипала (668 - 635 до н.э.), много сделавшего для развития астрологии. Как мы уже упоминали, он основал библиотеку клинописных табличек в Ниневии, собрав астрологические материалы за многие предшествующие столетия. Известны его личные астрологи Рамману-Шумаушар, Набу-Мусиши и Мардук-Сакин-Шуму, которые готовили ему доклады с обязательным астрологическим анализом поступавших новостей. Однако в конце VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами соединённых сил Мидии и восставшего Вавилона, и царская библиотека (содержавшая до 25 тысяч табличек с текстами) была уничтожена. До нашего времени дошли лишь её фрагменты.
 

Китай

   В VIII - VII веках до н.э. в Китае продолжали вырабатываться положения, которые в последующие столетия станут базисом китайской астрологии. Среди важнейших событий следует упомянуть разработку врачевателем из царства Цинь по имени И Хэ астромедицинской концепции о шести энергиях (ци), успешное применение Ши Мо (придворным астрологом из царства Цзинь, VIII в. до н.э.) теории об инь и ян в политических прогнозах, а также создание "Канона перемен" ("И цзин") - ключевой работы для понимания научной и философской мысли в древнем и средневековом Китае.
   

Месоамерика

   Сведения по истории астрологии в Месоамерике (так называется территория современной Мексики и севера Центральной Америки) более скудны. Тем не менее, известно, что ещё за несколько веков до нашей эры здесь существовала развитая культура ольмеков. Резьба по камню, сделанная ольмекскими художниками около 600 г. до н.э., даёт основание утверждать, что ключевые знаки месоамериканской астрологии использовались уже тогда. Цолькин – 260-дневный цикл, составляющий уникальную особенность месоамериканской астрологии – сформировался к 200 г. до н.э.
 

VI век до нашей эры

   VI в. до н.э. вошёл в историю как век небывалого расцвета религиозно-философской мысли. В этом столетии жили Лао-цзы (основатель учения даосизма), Конфуций (величайший китайский педагог, мыслитель и государственный деятель), Будда Шакьямуни (основатель первой из «мировых религий»), Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей день остающегося одной из самых массовых религий в Индии), Пифагор (знаменитый греческий философ, учёный и религиозный реформатор).
   VI в. до н.э. явился также временем начала расцвета зороастризма (ставшего доминирующей религией Персидской державы Ахеменидов) и временем оформления орфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения). Практически во всех перечисленных новых религиозно-философских учениях астрология стала играть значимую роль.
   Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплеск в духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишь одним фактом, безусловно интересным для астрологов. Именно в VI в. до н.э. произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизации соединение трёх высших планет - Урана, Нептуна и Плутона, - причём это соединение происходило на Южном Лунном Узле в оппозиции к Сатурну на Северном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае 577 г. и в мае 576 г. до н.э.
 

Друиды

   Что же касается астрологии друидов, то здесь наши сведения особенно неполны и фрагментарны. Данная астрологическая традиция основана на воззрениях многочисленных племён, в древности живших на севере Европы – в Галлии, Ирландии, Британии. Друидами у древних кельтов и галлов назывались жрецы местных дохристианских культов. Обилие лакун в наших знаниях об истории и особенностях астрологической системы друидов связано, во-первых, с тем, что кельтско-галльская культура была бесписьменной, а во-вторых, с тем, что астрология друидов как часть языческой культуры активно подавлялась христианской церковью, начиная с раннего Средневековья, и не сохранилась ни в живой традиции, ни в достоверных источниках дохристианского периода.
   Главным источником исторических сведений о кельтах и галлах для нас являются сообщения античных авторов. По свидетельству Юлия Цезаря (I в. до н.э.), друиды “много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе, могуществе и власти бессмертных богов”. По утверждению Цезаря, друиды считали святотатством записывать своё учение и потому у них просто никогда не было астрологических таблиц как таковых. Таким образом, мы можем зафиксировать наличие астрологических концепций у друидов ещё до рубежа н.э., но не имеем возможности реально их оценить.
 

Египет при Ахеменидах

   Уже в античности были распространены легенды о выдающемся искусстве египетских астрологов, о том, что история астрономико-астрологических наблюдений в Древнем Египте насчитывает много столетий и даже тысячелетия. Однако беспристрастное изучение первоисточников и исторических свидетельств приводит к совершенно обратному выводу: судя по всему, в Древнем Египте оригинальных развитых астрологических техник вообще не существовало. Отдельные элементы примитивной календарной астрологии и астрологии предзнаменований, которые встречаются в древнеегипетских источниках, имеют несомненно месопотамское происхождение. Первый реальный всплеск астрологических знаний в Египте произошёл только после похода Александра Македонского под влиянием месопотамской и греческой астрологии.
   В Ахеменидский период в Египте (как и в других регионах под ахеменидским контролем) получают распространение вавилонские астральные предзнаменования. Некоторые исследователи отмечают и возможное месопотамское влияние на календарь. Примерно 6 в. до н.э. датируется папирус из Венской национальной библиотеки, посвящённый толкованию затмений. Приводящаяся в нём методика использовалась месопотамскими астрологами ещё во II тыс. до н.э.
   Вероятно, в середине IV в. до н.э. в Египте был введён интеркаляционный календарный цикл. В его основе лежал гражданский год из 365 дней. Египтяне приравнивали 25 таких лет 309 синодическим месяцам, тогда как система Лагадхи оперировала более неточным соотнесением 25 лет с 310 синодическими месяцами. Таким образом, сам египетский календарный период, видимо, не вавилонского происхождения, но одновременность введения таких солнечно-лунных циклов во всех странах, находившихся под ахеменидским контролем или влиянием, даёт серьёзные основания предположить общий источник мотивации и технических знаний - вавилонский.
   Важнейшим источником современных знаний об астрологических знамениях в ахеменидском Египте является демотический папирус, написанный на рубеже 2–3 вв. н.э. Первая часть этого текста – о предзнаменованиях, связанных с затмениями, – обычно датируется ахеменидским периодом и содержит не только знамения, параллельные “Энума Ану Энлиль” (хотя и изменённые для того, чтобы соответствовать реалиям египетского общества), но и дискуссию о 18-летнем цикле затмений (очевидно, вавилонском). Вторая часть папируса – о лунных предзнаменованиях – возможно, и пост-Ахеменидского периода, но ряд явлений, описанных в ней, также восходит к соответствующему разделу “Энума Ану Энлиль”.
 

Халдеи и Древняя Греция

   В Греции месопотамские жрецы-астрологи и их ученики стали известны как “халдеи”. Среди наиболее ранних свидетельств появления халдеев в Греции – их упоминание Геродотом (451 г. до н.э.), а также сообщение Геллия о том, что халдеи предсказали по звёздам блистательное будущее великого драматурга Еврипида (родившегося в 480-х гг.) его отцу.
   Греческая наука, переживавшая в данную эпоху свой расцвет, внесла значимый вклад в развитие астрологии. Афинский астроном Евктемон около 432 г. до н.э. ввёл использование тропического Зодиака. Его современник и коллега Метон открыл (видимо, независимо от вавилонян) 19-летний календарный цикл. Концепции Эмпедокла (около 490 – около 430 до н.э.), Платона (427–347) и Аристотеля (384–322) – особенно идея 4 стихий и представления о структуре Космоса – составили философский базис астрологии последующих столетий. Идеи Гиппократа (около 460–370) о значимости учёта воздействий звёзд в медицине также получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма и средние века. На рубеже 5–4 вв. до н.э. в греческих текстах начали появляться элементы вавилонской астрономии и астрологии того времени. Платон, в частности, знал о периодичности небесных явлений (концепция, являющаяся базисом всей математической астрономии и астрологического учения о циклах) и о делении эклиптики на 12 равных частей. Евдокс Книдский в первой половине 4 в. до н.э. определил восходы, заходы и кульминации ряда созвездий, которые почти точно соответствуют известным месопотамским созвездиям, но совершенно отличны от египетских. Остаётся неясным, насколько раньше месопотамские созвездия стали известны в Греции. Ок. 270 г. до н.э. Арат из киликийского города Солы написал дидактическую астрономико-астрологическую поэму «Явления», в которой описал звёздное небо и звёздные явления согласно учению Евдокса. Эта поэма – древнейшее из дошедших до нас полное описание греческих созвездий. Однако следует признать, что разработанной астрологической системы и сколько-нибудь широкой астрологической практики в Греции в данную эпоху ещё не было. Первый всплеск популярности астрологии в Греции имел место, как и в Египте, лишь в 3–2 вв. до н.э.
 

Эллинизм

   В 333 г. до н.э. под ударами армии Александра Македонского государство Ахеменидов прекратило своё существование. Одну империю сменила другая, не менее великая. Единое государство, созданное Александром, просуществовало очень недолго, но его походы вызвали к жизни колонизацию небывалых масшабов. В результате взаимовлияния греческих и местных элементов на обширной территории (Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Малая и Передняя Азия, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии) возникла т.наз. эллинистическая культура. В эту эпоху астрология впервые стала поистине популярна, из сферы интересов узкого круга жрецов и учёных она вышла в народные массы. Именно эллинизм явился временем развития той отрасли астрологии, которая стремится не столько решать общегосударственные вопросы, сколько давать ответ на частные вопросы конкретного человека.
 

Халдейская астрология

   «Мудрость халдеев» получила широкое распространение в античном мире. Исследователи предполагают, что все цитаты, приписываемые халдеям, восходят к одному сочинению, написанному по-гречески в конце IV - начале II в. до н.э., где в систематизированном и ясном виде было изложено астрономическое и астрологическое учение халдеев. Вероятно, многие работы астрологов более позднего времени находились под влиянием этой основополагающей книги.
   Одним из известнейших халдейских астрологов был Кидинну. Ок. 315 г. до н.э. он основал школу астрологии в Вавилоне, которая продолжала существовать даже два столетия спустя. В этой школе был проделан пионерский опыт преподавания вавилонской астрологии греческим студентам. Кидинну одним из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°. Он также изучал лунные циклы и открыл важный для определения времени затмений период, в котором 251 синодический месяц соотносится с 269 аномалистическими месяцами. Этот период был затем заимствован у Кидинну Гиппархом.   Очень важным моментом, давшим мощный импульс к развитию астрологии в эллинистическом мире, явилось открытие вавилонским жрецом, астрологом и историком Беросом ок. 280 г. до н.э. астрологической школы на острове Кос. Благодаря Беросу греки, видимо, впервые серьёзно познакомились с халдейской астрологией. Центром астрологии и вообще эллинистической науки стала Александрия Египетская (до этой эпохи, как мы уже отмечали, ни в Греции, ни в Египте развитых астрологических учений не существовало).
  
Среди ведущих астрологов III в. до н.э. следует выделить халдейского прорицателя Судина. Ок. 238 г. до н.э. он был приглашён ко двору Аттала I, царя Пергама (241 - 197 до н.э.) и стал там самым влиятельным предсказателем. Вместе с Атталом I он участвовал в войне против галатов. Судин оставался авторитетом в вопросах астрологии и других методов дивинации (например, в гепатоскопии - предсказании по лопатке животного) для многих последующих поколений. Он написал комментарии к «Явлениям» Арата, составил лунные таблицы. Плиний Старший называет Судина одним из крупнейших знатоков магических свойств драгоценных камней.
 

Александрия

   Александрия, основанная в 332 г. до н.э. Александром Македонским, стала пристанищем многих выдающихся учёных античного мира. Особое покровительство наукам оказывал Птолемей II Филадельф (282 - 246 до н.э.). На протяжении пяти веков большинство астрологов работали в Александрии. В их числе были
   Серапион (рубеж н.э.), одним из первых разрабатывавший астрологию выбора (катархен-астрологию), 
   Клавдий Птолемей (II в.) - автор классического астрологического труда «Тетрабиблос»,  
   Павел Александрийский (IV в.) - автор популярнейшего учебника по астрологии, 
   Гефестион Фиванский (380 - ?) - составитель большого компилятивного труда по астрологии «Апотелесматика».
   Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе, основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген (помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и многие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в Александрии. Филон Иудей (признававший учение о природной симпатии между различными частями вселенной и считавший, что все вещи на земле зависят от звёзд), Иосиф, Ямвлих (интересовавшийся астрологией), Порфирий (развивавший эзотерическую астрологию, среди его сочинений следует отметить «Введение в астрологию»), Климент Александрийский, Эратосфен принадлежали в разное время к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из наиболее справедливо прославляемых оплотов учёности, когда-либо существовавших в истории.
   Ключевыми фигурами эллинистической астрологии являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой половине II в. до н.э. в Египте. Некоторые исследователи считают этих астрологов одним лицом. Они были авторами сочинений по четырём направлениям: 
   1) астрологические предзнаменования;
   2) составление и анализ гороскопа (предполагается, что Нехепсон и Петосирид были первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его);
   3) астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия;
   4) нумерология.
   Труды Нехепсона-Петосирида, как предполагается, легли в основу всей позднейшей астрологической литературы.
 

Герметизм

   Ряд важнейших астрологических сочинений связан с именем Гермеса Трисмегиста (т.е. Триждывеличайшего), считавшегося основателем астрологии и алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения. Множество других магических, астрологических и алхимических трактатов, авторство которых приписывалось Гермесу, создавались на протяжении всего Средневековья.
 

Древний Рим

   В Древнем Риме астрология играла гораздо более важную роль, чем в классической Греции. Возможно, это было связано с тем, что астрология и другие мантические техники активно разрабатывались народами Европы, с которыми римляне вступали в контакт. В частности, римские авторы отмечают популярность астрологии у галлов. Этруски, ближайшие соседи римлян, также занимались астрологией.
   В Риме наука о звёздах была популярна как среди правящей элиты, так и у широких слоёв населения. В частности, астрология играла немалую роль в истории второго сицилийского восстания рабов (104 - 99 до н.э.). Его лидер Атенион (Афенион) - киликиец, бывший пастухом у двух очень богатых братьев, - не только являл собой образец бесстрашного борца, но и был, по свидетельству историка Диодора Сицилийского, знатоком астрологии. Очевидно, он воспользовался своей репутацией астролога, убедив других рабов, что их ждёт «неминуемый» успех, если они восстанут. О себе Атенион «настойчиво утверждал, что боги через звёзды открыли ему, что он станет царём всей Сицилии». И это утверждение чуть не стало реальностью. Отряды солдат Атениона свободно бродили по всей Сицилии и почти заставили капитулировать Мессину. Однако в конце концов Атенион в личном поединке с консулом Манием Аквиллием был убит, хотя и сумел нанести ему несколько ран. После смерти лидера восстание было подавлено.   С другой стороны, и высшие слои населения занимались астрологией. В частности, первый достоверно известный римский астролог Нигидий Фигул (I в. до н.э.) был сенатором, другом Цицерона и при рождении Августа предсказал, что он станет цезарем. Другой астролог, Фонтей Капитон, член коллегии понтификов, был приближённым знаменитого полководца Антония и сопровождал египетскую царицу Клеопатру в её поездке в Сирию. В 33 г. до н.э. он достиг вершины своей карьеры, став консулом. Крайне показателен тот факт, что даже дата основания Рима, от которой велось римское летосчисление, была определена астрологически: эти расчёты были проведены в I в. до н.э. астрологом-аристократом Таруцием Фирманом по просьбе его друга, историка Варрона В I в. н.э. популярность астрологии в Риме достигла максимальной величины. По свидетельствам римских историков (Светония, Тацита, Дио Кассия и др.), многие события политической и общественной жизни империи были вызваны реакцией правящей знати на советы астрологов. Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в., следует упомянуть:
   Марка Манилия, автора стихотворного трактата “Астрономика”,
   Тразилла (Фрасилла), который был личным астрологом и близким другом императоров Августа и Тиберия, 
   Доротея Сидонского, написавшего знаменитое астрологическое “Пятикнижие”,    Херемона, который вместе с Сенекой был воспитателем юного Нерона,
   Тимея, автора двух авторитетных астрологических трактатов на греческом языке,
   Балбилла, астролога императоров Клавдия и Нерона, который даже стал правителем Египта (префектом),
   Паммена, изгнанного из Рима за свои политические предсказания,
   Птолемея Селевка, любимого астролога императора Отона, 
   Асклетариона (Асклатиона), который был казнён в 96 г. за то, что сделал точное предсказание смерти императору Домициану.
   Отметим, что многие из этих астрологов происходили из эллинистического Египта.
   Во II в., помимо уже упомянутых александрийских астрологов, жили и работали Веттий Валент Антиохийский, написавший интереснейшую астрологическую антологию в девяти томах, и Антигон Никейский, который составил древнейшую известную коллекцию гороскопов.
   Многие римские императоры сами занимались астрологией (в т.ч. Август, Тит, Домициан, Адриан).   Астрология также продолжала занимать важное место в занятиях медициной. Такие известные врачи как Скрибоний (1-я пол. I в.), Тессал (Фессалос; сер. I в.), Кринас из Массалии (2-я пол. I в.) и Гален (129 - 199) не только использовали «науку о звёздах» в своей практике, но и оставили сочинения на эту тему.
  Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: в Римской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям - именно потому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, а этим могли воспользоваться противники правителя. Кроме того, появилось большое количество полуобразованных шарлатанов, выдававших себя за опытных астрологов.  Изменить эту ситуацию сумел Александр Север, правивший в 222 – 235 гг. Он не только сам хорошо знал астрологию, но, в отличие от многих других императоров, веривших в астрологию, не боялся предсказаний о своей судьбе. Более того, он впервые после эпохи гонений на астрологов официально разрешил им работать и преподавать в Риме. Поскольку у многих астрология ассоциировалась с уличными шарлатанами, Александр Север стремился повышать профессиональный уровень астрологов, развивать астрологию как науку. Для этого он пригласил профессоров астрологии преподавать в римский Атеней.
   С распространением христианства в первые века н.э. усилились голоса критиков астрологии (Тертуллиан, Августин). Есть свидетельства, что примерно в 296 г. император Диоклетиан запретил занятия астрологией во всей империи. Тем не менее, учёние о звёздах продолжало существовать и развиваться, играя существенную роль в жизни общества.
 

Индия в I - III веках

   В Индии интерес к астрологии также не ослабевал. Предположительно I в. н.э. датируют создание «Гарга-самхиты», самого раннего известного полного собрания астрологических предзнаменований на санскрите.
   Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Во II - III в. на санскрит были переведены несколько эллинистических работ по гороскопной астрологии, в Индии доселе неизвестной. Сохранилось стихотворное переложение одного из таких сочинений, сделанное Спхуджидхваджей в 269/270 г. Изложенные в данных работах методики, будучи объединены с рядом чисто индийских элементов (рассуждениями о кастовой системе, принципами аюрведы, доктриной о переселении душ) стали основой «яваны» ("греческой" школы) и оказались основным источником идей для развития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламских теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее).
 

Китай на переломе тысячелетий

   В истории китайской астрологии близ рубежа нашей эры также произошёл ряд значимых событий. Перечислим наиболее важные из них. Цзоу Янь (305 - 240 до н.э.) разработал доктрину, увязавшую концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий. Эта доктрина получила развитие в философии Дуна Чжуншу (II в. до н.э.), который свёл инь/ян и пять стихий в единую систему, охватывающую весь универсум. Учеником Дуна Чжуншу был Сыма Цянь, автор обширнейшего труда «Исторические записки» (куда вошло и изложение астрологических методик его времени). Мэн Си (I в. до н.э.) разработал систему соответствий 64 гексаграмм «Канона перемен» и календарно-климатических процессов. Ян Сюн (53 до н.э. - 18 н.э.) создал в подражание «Канону перемен» труд «Тай сюань [цзин]», в котором для отображения небесных циклов предложил систему из 81 тетраграммы.
   Весьма плодовитой была деятельность астронома, астролога, механика, сейсмолога и географа Чжан Хэна (78 - 139 н.э.). Его роль в истории китайской «науки о звёздах» по важности сравнима с ролью его современника Клавдия Птолемея в истории эллинистической астрономии и астрологии.
   В III в. жил Гуань Ло - первый известный специалист по определению судьбы на основании соотнесения «небесных стволов» и «земных ветвей» с 5 стихиями по 60-ричному циклу, т.е. разработчик системы, известной всем нам как «восточный гороскоп».
   Астролого-алхимические построения разрабатывались в рамках даосизма (в частности, в рамках «учения о бессмертии» - одной из важнейших даосских доктрин). На астрологические закономерности во многом опиралось философское «учение о символах и числах», созданное в период Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Это учение оказало ощутимое влияние практически на все области китайской культуры.
 

Персия в III веке

   Весьма значимые для истории астрологии процессы происходили в это время на Ближнем Востоке. В 226 г. была сокрушена Парфянская держава, а практически все её земли перешли к Сасанидскому Ирану.
   Первыми сасанидскими шаханшахами были Ардашир I (226 - 240) и Шапур I (240 - 272). При этих правителях греческая наука в целом и астрология в частности нашли благотворную почву, на пехлеви (персидский язык) было переведено множество греческих работ, в т.ч. астрологические сочинения Доротея Сидонского, Веттия Валента, Птолемея, Тевкра Вавилонянина, Гермеса. Одновременно переводились и индийские работы по астрологии. Таким образом, сасанидская астрология стала развиваться по пути сочетания концепций зороастризма с греческими и индийскими астрологическими техниками. Особенно покровительствовал развитию науки о звёздах Шапур I. Он был либерален к наукам и толерантен в религии: именно в его правление открыто выступил со своим учением Мани (он даже встречался с Шапуром).
 

Отношения астрологии и древних религий

   Манихейство, наряду с митраизмом, в первые века н.э. были главными соперниками христианства. Интересно, что и в учении Мани, и в митраизме астрологические построения играли немалую роль. Однако в идеологической борьбе в итоге победили христиане, которые относились к астрологии не так однозначно. Среди христианских богословов были как яростные противники астрологии (Тертуллиан, Ипполит, Григорий Нисский, Блаженный Августин), так и её активные сторонники. К примеру, Бар Дайсан (154 - 225), пионер христианской веры в Сирии, не только изучал, но и пропагандировал астрологию, а христианский апологет из Сиракуз Фирмик Матерн (? - ок. 348) был автором обширного астрологического свода в восьми книгах. Ряд философско-религиозных течений (гностицизм, неоплатонизм) и некоторые христианские секты (как, например, присциллиане) уделяли астрологии большое внимание. Однако в целом “наука о звёздах” в Европе постепенно приходила в упадок вместе со всей античной наукой. Кризис античной культуры не мог не затронуть и астрологию. В итоге, в раннем Средневековье центр астрологической деятельности смещается на Восток.
 

Общая характеристика астрологии Древнего мира

 

Таким образом, возникновение астрологии было процессом, “размытым” во времени и не имеющим единого источника. Месопотамская астрология предзнаменований, астрология друидов и месоамериканская астрология возникли и развивались независимым образом (хотя некоторое опосредованное влияние халдейской традиции на друидов гипотетически можно предположить. Астрология Китая, Индии, Персии, Египта и Греции испытала на себе влияние астрологии Двуречья (особенно в ахеменидский период), и трудно сказать, насколько развитой была астрологическая традиция в этих регионах до месопотамского влияния.
  Насколько позволяет судить анализ сохранившихся источников, на Дальнем Востоке (в Китае и соседних с ним регионах) ещё до контактов с месопотамской астрологией возникла своя оригинальная астрологическая традиция; о ранних этапах развития астрологии в Индии и Персии можно судить с меньшей определённостью, скорее всего, развитых астрологических систем до ахеменидского периода там не было создано; наконец, о Древнем Египте и Древней Греции следует говорить как о культурах, в которых оригинальные астрологические традиции в обсуждаемую эпоху ещё не сформировались. Первый расцвет греко-египетской астрологии наступит лишь в эпоху эллинизма, близ рубежа н.э.
   В целом, для астрологии этой стадии характерны следующие особенности:
   1. Астрология базировалась на эмпирическом подходе. Многолетние ежедневные наблюдения небесных явлений были фундаментом астрологии предзнаменований во всех культурах, где она возникла. Календарная астрология тоже могла возникнуть лишь после регулярных многолетних наблюдений за небом.
   2. Политические функции астрологии в эту эпоху были в числе важнейших. И в Месопотамии, и в Китае, и в Месоамерике астрология носила государственный характер, клиентура астрологов, насколько это известно, была ограничена правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не частных дел, астрологические материалы и данные включались в официальные записи, а глава астрологов имел очень высокий социальный статус и был советником правителя. Однако вполне правомерны предположения некоторых историков о том, что параллельно могла существовать бесписьменная традиция “народной астрологии”, которая отвечала запросам простого люда.
   3. Астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался по наследству.
   4. Астрология была непосредственно связана с государственной религией и привлекалась к использованию в культовых целях. Таком образом, она выполняла сакрально-религиозные функции в культуре.
  

Хронологическая таблица

XX – XVI в. до н.э.

Старовавилонский период месопотамской астрологии; им датируются древнейшие известные астрологические тексты Двуречья

XIX – XVII в. до н.э.

строительства Стоунхенджа (Южная Англия), знаменитой обсерватории Древней Европы

сер. II тыс. до н.э.

древнеегипетские астрономы в хронометрических целях начинают использовать 36 деканов

1530 - 1160 до н.э.

Касситский период месопотамской астрологии, составление большой серии предзнаменований "Энума Ану Энлиль"

XV в. до н.э.

наиболее ранние известные астролого-астрономические тексты в Китае (на гадальных пластинках)

ок. 1300 до н.э.

папирусный календарь, говорящий о существовании веры в счастливые и несчастливые дни в Египте

XII - X в. до н.э.

предполагаемое время жизни Заратуштры, основателя религии зороастризма; начало создания Авесты

1058/57 до н.э.

древнейшее свидетельство появления кометы - наблюдение китайскими астрономами кометы Галлея (по другим сведениям, первая запись о появлении кометы Галлея была сделана китайцами в 611 до н.э.)

рубеж II - I тыс. до н.э.

китайские астрологи выделили на небе 28 "лунных стоянок" и 4 "сезонных" участка по 3 созвездия в каждом

конец II - 1-я пол. I в. до н.э.

создание Вед, религиозных текстов древних индийцев; древнейший список 28 накшатр (в Атхарваведе)

786 до н.э.

"рождение" системы экзальтаций (по С.Фагану)

VIII в. до н.э.

И Хэ, древнекитайский врачеватель из царства Цинь, разработал астрологическое положение о "шести ци"

VIII в. до н.э.

в Месопотамии составлена клинописная серия "Мул Апин" и сделан первый шаг к введению зодиакальных знаков

VIII в. до н.э.

Ши Мо, глава придворных астрологов и летописцев царства Цзинь, предсказал политич. Кризис в царстве Лу

21 апреля 753 до н.э.

дата основания Рима, рассчитанная античными астрологами

VIII - VII вв. до н.э.

создание "И цзин" ("Канона перемен"), основополагающего труда китайской научной мысли

VII в. до н.э.

успешные предсказания лунных затмений в Месопотамии

668 - 635 до н.э.

правление ассирийского царя Ашшурбанипала, известного покровителя астрологии, основавшего библиотеку клинописных табличек в Ниневии

652 до н.э.

древнейший известный месопотамский "астрономический дневник"

ок. 600 до н.э.

ольмекские надписи на камне, свидетельствующие о разработке основных положений месоамериканской астрологии; появление цолькина

579 - 575 до н.э.

соединение трёх высших планет (Урана, Нептуна и Плутона), единственное за всю письменную историю человеческой цивилизации

VI в. до н.э.

Фань Ли, сановник гос-ва Юэ и мыслитель, разработчик концепции о подобии космических и политических изменений

VI в. до н.э.

создание "Адбхутабрахманы", описывающей ведические ритуалы для предотвращения злых эффектов неблагоприятных предзнаменований

ок. 500 до н.э.

в Месопотамии открывают 19-летний солнечно-лунный календарный цикл

ок. 490 - ок. 430 до н.э.

Эмпедокл, древнегреческий философ, создатель классического учения о четырёх стихиях

ок. 460 - ок. 370 до н.э.

Гиппократ, реформатор античной медицины, придававший большое значение астрологии в профилактике и лечении болезней

451 до н.э.

первое упоминание халдеев у античных авторов (Геродот)

432 до н.э.

афинский астроном Метон открывает 19-летний солнечно-лунный календарный цикл

ок. 432 до н.э.

афинский астроном Евктемон вводит тропический Зодиак

427 - 347 до н.э.

Платон, древнегреческий философ, оказавший огромное воздействие на теорию астрологии

419 до н.э.

самый ранний источник, в котором используется Зодиак (месопотамский клинописный текст)

410 до н.э.

древнейший известный гороскоп (составлен в Вавилоне)

конец V в. до н.э.

трактат "Джъётишаведанга" Лагадхи, отражающий использование индийскими астрологами достижений вавилонской астрономии и астрологии; введение "титхи" (1/30 синодического месяца) как стандартной единицы времени

ок. IV в. до н.э.

создание "Си цы чжуани" ("Комментария привязанных слов"), комментария к "И цзину"

384 - 322 до н.э.

Аристотель, древнегреческий учёный-энциклопедист, создатель теории подлунного и надлунного миров

1-я пол. IV в. до н.э.

Евдокс Книдский создал древнейшую карту звёздного неба

ок. 355 до н.э.

китайский астролог Гань Гун пишет "Синь-чжан" (одно из древнейших китайских астрологических сочинений) и, параллельно с Ши Шэнем, составляет наиболее ранний известный список свыше 800 звёзд

315 до н.э.

эллинизированный халдей Кидинну основывает астрологическую школу в Вавилоне

308 до н.э.

самые ранние известные эфемериды планет (приведены в клинописных текстах)

305 - 240 до н.э.

Цзоу Янь, ведущий представитель древнекитайской философской школы инь ян цзя

301 до н.э.

китайские астрономы зарегистрировали пятна на Солнце

ок. 280 до н.э.

вавилонский жрец Берос основал первую в греческом мире астрологическую школу на острове Кос

ок. 270 до н.э.

древнегреческий поэт Арат Солийский пишет дидактическую астролого-астрономическую поэму "Явления"

270-е - 260-е до н.э.

самое раннее известное упоминание концепции "дуад" - деления каждого знака Зодиака на 12 частей (в месопотамских источниках)

263 до н.э.

древнейший гороскоп, использующий градусы и минуты зодиакальных знаков

III в. до н.э.

создание первых трактатов "Герметического корпуса"

сер. III в. до н.э.

начало распространения астрологических знаний в Центральной Азии буддистами

250 до н.э.

смерть Аристарха Самосского, древнегреческого астронома, выдвинувшего гипотезу гелиоцентрической системы мира

ок. 238 до н.э.

халдейский астролог Судин становится придворным предсказателем пергамского царя Аттала I

1-я пол. II в. до н.э.

деятельность Нехепсона и Петосирида, крупнейших астрологов эллинистического Египта, которые, видимо, первыми использовали понятие восходящего знака

ок. 190 - 125 до н.э.

Гиппарх, выдающийся древнегреческий астроном, которому также приписывают реформирование астрологии; ок. 139 ввёл тропический Зодиак в его современном виде

190/179 - 120/104 до н.э.

Дун Чжуншу, древнекитайский философ, теоретик астрологии и гос. деятель, который свёл схемы "инь/ян" и "у син" (пяти стихий) в единую систему

139 до н.э.

преторианский эдикт Гнея Корнелия Гиспалла об изгнании астрологов из Рима (первый эдикт подобного рода за всю историю)

ок.135 - 51/50 до н.э.

греческий философ-стоик Посидоний, сформулировавший доктрину о "всемирной симпатии"

104 до н.э.

астролог Атенион становится лидером восстания сицилийских рабов

92 до н.э.

"Исторические записки", начатые Сыма Танем, главным астрологом-историографом императора У-ди, закончены его сыном и преемником Сыма Цянем

I в. до н.э.

Нигидий Фигул, первый достоверно известный римский астролог

I в. до н.э.

Мэн Си, китайский каноновед-ицзинист, предложил систему соответствий 64 гексаграмм "Канона перемен" и календарно-климатических процессов

ок. I в. до н.э.

создана знаменитая обсерватория в Удджайне, "Гринвич" индийских астрономов

69 до н.э.

самый последний известный клинописный гороскоп

63 до н.э. - 14 н.э.

император Август, занимавшийся астрологией

7 июля 62 до н.э.

наиболее ранний сохранившийся греческий гороскоп - на коронацию Антиоха I Коммагенского; он представляет собой часть монумента на вершине Нимруд-Дага

сер. I в. до н.э.

астролог-аристократ Л.Таруций Фирман ректифицирует карты зачатия и рождения Ромула, а также гороскоп основания Рима

53 до н.э. - 18 н.э.

Ян Сюн, китайский философ, создатель подобной "И цзину" системы из 81 тетраграммы, символически отображающей космические циклы

43 до н.э.

появление кометы, которую многие римляне посчитали душой убитого незадолго до того Юлия Цезаря

39/38 до н.э.

первый известный демотический гороскоп (на египетском языке)

33 до н.э.

римский астролог Фонтей Капитон получает должность "consul suffectus"

ок. 22 до н.э.

первое достоверное упоминание Асцендента, Середины Неба и Лунных Узлов - у римского астролога Балбилла (в гороскопах людей, родившихся в 72 и 43 гг. до н.э.)

10 до н.э.

первый известный греческий гороскоп, написанный на папирусе

7 до н.э.

троекратное соединение Юпитера и Сатурна в Рыбах, которое многие исследователи отождествляют с Вифлеемской звездой

рубеж I в. до н.э. - I в. н.э.

Серапион Александрийский, греко-египетский астролог, один из первых разработчиков катархен-астрологии

начало I в.н.э.

Марк Манилий пишет "Астрономику" в пяти книгах, древнейшее известное сочинение римской астрологии

ок. I в. н.э.

создание "Гарга-самхиты", наиболее раннего полного изложения астрологии предзнаменований в Индии

1-я пол. I в.

Доротей Сидонский пишет астрологическую поэму "Пятикнижие", оказавшую огромное влияние на последующую западную астрологию

1-я пол. I в.

римский врач Скрибоний, автор астрологического лечебника и гороскопа императору Тиберию

36 н.э.

Смерть Тразилла, знаменитого римского астролога, приближённого императора Тиберия

I в.

Тимей, знаменитый греческий астролог, автор двух трактатов, сохранявших популярность на протяжении столетий

I в.

Тевкр Вавилонянин, ведущий грекоязычный астролог, автор первых известных трактовок деканатов

сер. I в.

Балбилл, сын Тразилла, астролог императора Клавдия, сделавший головокружительную карьеру - в 50-х гг. он был правителем Египта

сер. I в.

Тессал из Тралл, римский врач и астролог, написавший астрологический травник

сер. I в.

Херемон, египетский астролог, воспитатель будущего императора Нерона

ок. 60

Астролог и врач Кринас Массалийский практикует в Риме во времена Нерона

15 января 69

беспрекословно следуя указаниям астролога Птолемея Селевка, Отон добивается императорского трона

1 октября 69

все астрологи изгнаны из Рима указом императора Вителлия, который, по словам Светония, имел жуткий гороскоп и потому "злобствовал против астрологов"

78 - 139

Чжан Хэн, выдающийся китайский астроном и астролог

ок. 90 - ок. 160

Клавдий Птолемей, крупнейший астроном и систематизатор методик эллинистической астрологии, автор знаменитого астрологического труда "Тетрабиблос"

93

император Домициан изгоняет астрологов и философов из Рима

95

единственный известный гороскоп на коптском языке (частично - на греческом)

17 сентября 96

Асклетарион, известный римский астролог, казнён императором Домицианом, который сам занимался астрологией, но боялся прогнозов о своей судьбе со стороны других

ок.100 - 170

Вэй Боян, даосский философ, теоретик астрологии, нумерологии и алхимии

ок. 101

создание "Книги Хелксаи", священной книги елкезаитов (секты иудействующих, в которой занимались астрологией)

II в.

первое известное упоминание системы восьми домов гороскопа (в греческом папирусе из эллинистического Египта)

II в.

Парфянский принц Ань Ши-хао излагает на китайском языке индийскую систему накшатр

129 - 199

Знаменитый врач Гален, считавший астрологию неотъемлемой частью знаний медика

149/150

Яванешвара, индийский астролог греческого происхождения, пишет обширный трактат, который стал основным источником идей для многих поколений астрологов Индии

152 - 162

Веттий Валент Антиохийский пишет 9-томную астрологическую "Антологию"

154 – 222

Бар Дайсан, пионер христианской веры в Сирии, пропагандист астрологии, оппонент концепции астрального фатализма

2-я пол. II в.

Антигон Никейский составляет древнейшую известную коллекцию гороскопов

Ок.160 – ок.220

Тертуллиан, один из первых христианских критиков астрологии

193

Аммоний Саккас основывает философскую школу в Александрии

Ок. 200

Антиох Афинский, греческий астролог

рубеж II - III в.

составлен демотический папирус, ставший основным источником наших знаний об астральных знамениях в ахеменидском Египте

нач. III в.

начало использования счёта календарных лет по 60-ричному циклу в Китае

204/205 - 270

Плотин, основатель неоплатонизма, занимавшийся астрологией и активно выступавший против превратного её понимания

209 - 256

Гуань Ло, создатель системы "восточного гороскопа"

222 - 235

правление императора Александра Севера, покровителя астрологии, официально разрешившего астрологам работать и преподавать в Риме

238

римский литератор Цензорин пишет работу "О дне рождения"

III в.

Индийский астролог Сатья вводит систему определения управителей деканатов по управителям знаков одной стихии

III в.

буддийский текст по астрологии накшатр "Шардулакарнавадана" переведён на китайский язык

253/254

смерть Оригена, христианского теолога, утверждавшего, что звёзды - это разумные существа, наделённые свободой воли

234 - 304

Порфирий, философ-неоплатоник, написавший астрологический трактат "Введение" и комментарии к "Тетрабиблосу" Птолемея

240 - 272

правление сасанидского царя Шапура I, расцвет сасанидской астрологии; ряд греческих и индийских сочинений по астрологии переводится на пехлеви

245 - ок.330

Ямвлих, сирийский философ-неоплатоник, разрабатывавший, в частности, и вопросы астрологии

269/270

Спхуджидхваджа пишет астрологическую поэму "Явана-джатака", основанную на трактате Яванешвары

283/284 - 343/363

Гэ Хун, даосский философ и учёный, теоретик "учения о бессмертии".

III - 1-я пол. IV в.

Панхарий, автор астрологических работ на греческом языке (трактат по медицинской астрологии, комментарии к "Тетрабиблосу" Птолемея и др.)

начало IV в.

индийский астролог Минараджа пишет трактат "Вриддхаяванаджатака", оказавший огромное влияние на последующую гороскопную астрологию

IV в.

византийский астролог Максим (возможно, учитель императора Юлиана), автор труда по катархен-астрологии

IV - VIII в.

расцвет астрологии индейцев майя

330-е - 340-е

сенатор из Сиракуз Фирмик Матерн пишет обширное астрологическое сочинение "Матесис"

331 - 363

римский император Юлиан, "философ на троне", занимавшийся астрологией

354 - 430

Аврелий Августин, активный критик астрологии, сформулировавший "Семь аргументов против астрологии"

370 - 415

Синесий Киренский, византийский философ и изобретатель астролябии, считавший, что наука о звёздах готовит человека к божественным мистериям теологии

ок. 378

Павел Александрийский пишет "Введение в астрологию", ставшее основным учебником для целых поколений астрологов раннего средневековья

конец IV - VI в.

распространение ереси присциллиан - последователей испанского епископа IV в. Присциллиана, которые занимаются астрологией

ок. 400

переработка пехлевийской версии сочинения Доротея Сидонского - ключевая работа сасанидской астрологии

начало V в.

создание "Пайтамаха-сиддханты", астрологического раздела "Вишнудхармоттарапураны"

ок. 415

греко-египетский астролог Гефестион Фиванский составляет большую компилятивную работу "Апотелесматика"

428

первый известный гороскоп, построенный в системе домов Алькабиция

ок. 450

написание "Шахского зиджа", важнейшего произведения сасанидской астрологии


Библиография


  • Астрологический словарь / Авт.-сост. С.Ю.Головин. - Мн.: Харвест, 1998
  • Куталев Д. Новая астрологическая энциклопедия
  • Куталев Д. История астрологии
  • Д.Куталёв "Астрология как историко-культурный феномен" (диссертация на соискание ученой степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры")
  • Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры / Пер. с англ. Д. Пальца. - Киев: София, 1998
  • Ван-дер-Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии / Пер. с нем. - М.: Наука, 1991
  • Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. - М.: Высшая школа, 1994
  • Еремеева А. И., Цицин Ф. А. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира). - М.: Изд-во МГУ, 1989
  • Куталёв Д. Р. Новая астрологическая энциклопедия. Биографическая часть. Книга I. - Томск: Зодиак, 1997
  • Нейгебауер О. Точные науки в древности / Пер. с англ. Е. В. Гохман. Под ред. и с предисл. А. П. Юшкевича. - М.: Наука, 1968
  • Николов Н., Харалампиев В. Звездочёты древности / Пер. с болг. Е. А. Колотилова под ред. П. В. Щеглова - М.: Мир, 1991
  • Патерсон Х. Кельтская астрология. 13-знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер. с англ. О. О. Чистякова - М.; Киев: REFL-book; Ваклер, 1996
  • Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV / Пер. с кит., вступ. ст., комм. и прилож. Р. В. Вяткина. - М.: Наука, 1986
  • Юлий Цезарь. Записки Юлия Цезаря / Пер. с лат. - М., 1962
  • Baigent M., Campion N., Harvey C. Mundane Astrology. - Wellingborough, Northamptonshire: Aquarian Press, 1984
  • Bouche-Leclercq A. L'Astrologie greque. - Paris: Ernest Leroux, 1899
  • Campion N. The Great Year. Astrology, Millerianism and History in the Western Tradition. - London: Penguin Books, 1994
  • Cumont F. Astrology and Religion among the Greeks and Romans. - New York; London: G.P.Putnam's sons; The Knickerbocker Press, 1912
  • Edkins J. Babylonian Origin of Chinese Astronomy and Astrology // The China Review.- Vol. XIV.- № 2.- September-October 1885
  • Nakayama Sh. A History of Japanese Astronomy. - Cambridge, Massachusetts: Harvard Univ. Press, 1969
  • Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 2. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1956
  • Parker R. A. Egyptian Astronomy, Astrology and Calendar Reckoning // Dictionary of Scientific Biography. Vol. 15. - New York: Charles Scribner's Sons, 1978
  • Pingree D. Mesopotamian Astronomy and Astral Omens in Other Civilizations // Mesopotamien und Seine Nachbarn / Herausgegeben von H.-J. Nissen, J. Renger. Teil 2. - Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 1982
  • Pingree D. Babylonian Planetary Theory in Sanskrit Omen Texts // From Ancient Omens to Statistical Mechanics: Essays on the Exact Sciences Presented to Asger Aaboe / Ed. by J. L.Berggren and B. R. Goldstein. - Copenhagen: Univ. Library, 1987
  • Scofield B. Mesoamerican Astrology // Lewis J. R. The Astrology Encyclopedia. - Detroit etc.: Gale Research Inc., 1994

Сайты


  • http://astrologic.ru