Термин, принятый в востоковедении и хронологии для обозначения традиционной календарной системы Китая (и ряда других азиатских стран), которая основана на 60-летнем цикле. Строго говоря, данное название является некорректным, поскольку любой календарь является циклическим. В циклическом календаре 60-летний цикл делится, с одной стороны, на пять 12-летних периодов, а с другой стороны, - на шесть 10-летних. В 12-летнем периоде годы связываются с 12-ю «ветвями» (чжи), 12-ю животными и 12-ю эклиптическими созвездиями. 10-летний период состоит из пяти пар годов, поочерёдно управляемых пятью стихиями. В каждой паре первый год связан с началом ян и называется «старший брат», а второй год связан с инь и называется «младший брат». Элементы данного 10-членного ряда называются «стволами» или «пнями» (гань). Таким образом, в 60-летнем цикле все 12 «ветвей» поочерёдно сопоставлены со всеми пятью стихиями. Год в циклическом календаре начинается в первое новолуние, произошедшее после того, как Солнце вступило в сектор эклиптики, соответствующий западному знаку Водолея. Каждый календарный год в циклическом календаре делится на 12 месяцев, также соотносящихся с 12-ю «ветвями». Сутки в китайском календаре тоже считаются по «стволам» и «ветвям» и объединяются в 60-дневки. Наконец, каждые сутки делятся на 12 «двойных часов», называемых теми же именами «ветвей» и животных. Изначально, ещё за много веков до н.э., система «стволов» и «ветвей» использовалась в Китае только для счёта суток. Исследователи предполагают, что соотнесение 12-членного ряда с животными было заимствовано китайцами от тюрко-монгольских племён сюнну (гунны). Для счёта эта система стала использоваться лишь в первые века н.э., хотя китайская традиция ведёт отсчёт 60-летних циклов от 2637 г. до н.э. и приписывает их создание Хуан-ди, легендарному родоначальнику цивилизации. В III в. Гуань Ло разработал систему определения судьбы по циклическому календарю, т.е. стал основателем известного всем «восточного гороскопа". Эта система распространилась по всему Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии, а кочевые тюркские племена занесли её даже в Болгарию. Подробнее см. в ст. Китайская астрология. В Японии циклический календарь существует практически в том же виде, что и в Китае. Каждый элемент подразделяется на два: старший брат «э» и младший брат «то», - и получается десять так называемых небесных стволов - тэнкан (тэн - «небо», кан - «ствол») или дзиккан (дзи - «десять»): Киноэ - «старший брат дерева» Киното - «младший брат дерева» Хиноэ - «старший брат огня» Хиното - «младший брат огня» Цутиноэ - «старший брат земли» Цутиното - «младший брат земли» Каноэ - «старший брат металла» Каното - «младший брат металла» Мидзуноэ - «старший брат воды» Мидзуното - «младший брат воды» Кроме «небесных стволов» имеется ещё 12 «земных ветвей», которые называются тиси (ти - «земля») или дзюниси (дзюни - «двенадцать»). Эти 12 «земных ветвей» соответствуют 12 «знакам Зодиака" с названиями животных: Нэ - мышь (крыса) Уси - бык (корова) Тора - тигр У - заяц Тацу - дракон Ми - змея Ума - лошадь Хицудзи - овца (баран) Сару - обезьяна Тори - курица (петух) Ину - собака И - свинья (кабан) Среди множества легенд, объясняющих историю появления этих знаков Зодиака, одна гласит, что некогда Будда призвал к себе всех животных. На его зов прибежало лишь 12, первой из них оказалась крыса, которая была столь хитра, что, проскакав большую часть пути на спине у быка, под конец соскочила с него и предстала перед Буддой раньше всех. Остальные животные пришли с указанной выше последовательностью. И Будда каждому из них подарил по одному году. Для обозначения годов в 60-летнем цикле используется сочетание двух иероглифов - одного из 10 «небесных стволов» и другого из 12 знаков Зодиака. Началом цикла является киноэ-нэ - год крысы и «старшего брата дерева» (1864, 1924, 1984). Как и в Китае, в японском календаре 60 циклических знаков использовались не только по отношению к годам, но и к дням, также обозначавшимся названиями животных. Во вьетнамском календаре, являющемся одним из вариантов циклического календаря, используются следующие названия годов 12-летнего цикла: Тый (год мыши), Шиу (буйвола), Зан (тигра), Мао (кошки), Тынь (дракона), Ты (змеи), Нго (лошади), Муй (козы), Тэн (обезьяны), Зау (курицы), Туат (собаки), Хой (свиньи). Месяцы обозначаются номерами. В монгольском календаре вместо пяти стихий употреблялись цвета: синий, красный, жёлтый, белый, чёрный (для чётных годов в форме «синеватый», «красноватый» и т.п.). В 12-летних циклах годы носили названия тех же самых животных. Летосчисление по этому календарю ведётся с 1027 г. н.э. Месяцы обозначаются номерами. Номер года в цикле определяется по остатку от деления номера года в григорианском календаре на 12. При датировке указывается название животного: «10 числа 5 луны (т.е. месяца) 953 года тигра». В Корее циклический календарь был известен с первых веков н.э. Как метод обозначения дат шестидесятеричный цикл встречается во многих памятниках первых столетий н.э., а позднее широко использовался в исторических сочинениях, в художественной литературе и в быту. Знаки десятеричного цикла ("небесные пни") сопоставлялись с пятью мировыми стихиями и пятью планетами: “Пень” | Стихия | Планета | 1. Кап | Дерево | Юпитер | 2. Ыль | Дерево | Юпитер | 3. Пёнъ | Огонь | Марс | 4. Чонъ | Огонь | Марс | 5. Му | Почва | Сатурн | 6. Ки | Почва | Сатурн | 7. Кёнъ | Металл | Венера | 8. Син | Металл | Венера | 9. Им | Вода | Меркурий | 10. Кэ | Вода | Меркурий |
Обычай использовать знаки десятеричного цикла для обозначения дней декады широко бытовал в Корее вплоть до XX вв. «Небесные пни» сочетались в шестидесятеричном цикле с 12-ю «земными ветвями»: “Ветвь” | Животный знак | Часы | Месяц года | 1. Ча (джа) | Крыса (мышь) | 23-1 | 11-й | 2. Чхук | Бык | 1-3 | 12-й | 3. Ин | Тигр | 3-5 | 1-й | 4. Мё | Заяц | 5-7 | 2-й | 5. Чин (джин) | Дракон | 7-9 | 3-й | 6. Са | Змея | 9-11 | 4-й | 7. О | Лошадь | 11-13 | 5-й | 8. Ми | Баран (овца) | 13-15 | 6-й | 9. Син | Обезьяна | 15-19 | 7-й | 10. Ю | Курица (петух) | 19-21 | 8-й | 11. Суль | Собака | 21-23 | 9-й | 12. Хэ | Свинья | 21-23 | 10-й |
Уже в первых веках н.э. знаки этого цикла в Корее стали ассоциироваться со «знаками Зодиака». С периода средневековья в традиционной корейской литературе «земные ветви», иногда заменяемые названиями животных, служили для обозначения часов суток, месяцев и даже сторон света. Уже в эпоху Трёх государств в Корее складывается своя иконография изображения животных, символизирующих знаки Зодиака. В барельефах на камне, относящихся к VIII в., сохранились изображения фигур, одетых в костюмы чиновников, но имеющих головы животных (лошадь, овца, мышь, заяц). В живописи, украшающей гробницу Конмин-вана (XIV в.), символы знаков Зодиака представлены 12 фигурами чиновников, головные уборы которых венчают небольшие изображения того или иного животного. Об астрологических характеристиках знаков циклического календаря см. в статьях Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. |