Египетская астрология

   Уже в античности были широко распространены легенды о выдающемся искусстве египетских астрологов, о том, что история астрономо-астрологических наблюдений в Древнем Египте насчитывает много столетий и даже тысячелетия. Однако беспристрастное изучение первоисточников и исторических свидетельств приводит к совершенно обратному выводу: судя по всему, в Древнем Египте оригинальных развитых астрологических техник вообще не существовало. Первый всплеск астрологических знаний в Египте произошёл только после похода Александра Македонского под влиянием месопотамской и греческой астрологии (см. Вавилонская астрология).
   Действительно, уже с IV тыс. до н.э. египетскими жрецами велись астрономические наблюдения (особенно неподвижных звёзд), были выделены 36 т.наз. деканов (созвездий, восходящих вместе с тем или иным участком эклиптики), составлялись календари. Астральная символика играла огромную роль в религиозных представлениях египтян, в ряде папирусов приведены деления дней месяца на счастливые и несчастливые... - однако развитой астрологической теории (как в Китае) или фундаментальной базы астрологических расчётов (как в Месопотамии) в Египте не существовало (или, по крайней мере, не сохранилось). Древнейший серьёзный труд по астрологии, написанный в Египте, - «Апотелезматика» верховного жреца в Гелиополисе Манефона (конец IV - 1-я пол. III в. до н.э.) - содержит описание техники предсказаний вавилонских (!) астрологов. Кроме того, многие исследователи склоняются к мнению, что «Апотелезматика» на самом деле была написана не Манефоном, а неким астрологом I - II вв. н.э., взявшим в качестве псевдонима его имя.
   Даже в позднеегипетский период астрология была довольно примитивна, она требовала мало астрономических знаний. Гороскопы (понимаемые как астрономические карты на момент события) были неизвестны. Понять, что собой представляла египетская астрология до греко-вавилонского влияния, помогает папирус, относящийся к 19-й или 20-й династии (за 1200 лет до н.э.), который заключает в себе астрологическое расписание счастливых и несчастных дней, а также правила о том, что следует и чего не следует делать в эти дни. Расписание это простирается на 3/4 года. Вот отрывок наиболее характерных правил:
   "Тот (сентябрь): 21 - не убивать быков; 22 - не есть и не солить рыбы. Паофи (октябрь): 13 - не есть никаких овощей; 22 - не купаться; 26 - не начинать постройки дома. Атир (ноябрь): 5 - не зажигать огня и не смотреть на огонь; 19 - не выезжать на Нил. Хояк (декабрь): 21 - не ходить гулять; 28 - не есть никакого водяного животного. Тоби (январь): 7 - не показываться никакой женщине; 24 - счастливый день, следует пить мёд", и т.д.
   Трудно сказать, как относились египтяне ко всем этим предписаниям; вероятно, они находятся в связи с мифологией: из многих легенд о богах делали такие выводы, что в известные дни и периоды следует воздерживаться от различных действий.
   Примерно VI в. до н.э. датируется папирус из Венской национальной библиотеки, посвящённый толкованию затмений. Приводящаяся в нём методика использовалась месопотамскими астрологами ещё во II тыс. до н.э. Согласно этой методике, 12 месяцев соответствуют 4 странам: 1-й месяц года - Криту, 2-й - Амору, 3-й - Египту, 4-й - Сирии, 5-й - вновь Криту, и так далее по кругу. В зависимости от того, в какой месяц произошло затмение, определяются судьбоносные последствия для соотвествующей страны. Единственное отличие этой египетской техники от вавилонского оригинала - в том, какие конкретно страны принимаются в рассмотрение.
   Таким образом, сведений о достаточно развитых оригинальных методиках в египетской астрологии у нас нет. Согласно современным данным, самые ранние гороскопы в Египте (написанные демотическим письмом либо на греческом языке) были составлены лишь около начала н.э.
   Почему же легенды о древности египетской астрологии получили распространение? Наиболее очевидное объяснение в том, что многие астрологи поздней античности считали, что аппелирование к древней цивилизации египтян придаст вес излагаемым концепциям, и потому возводили происхождение своих учений к астрологам Древнего Египта.
  Таким образом, расцвет астрологии в Египте впервые произошёл лишь в эпоху эллинизма, зато этот расцвет был поистине значительнейшим. На рубеже н.э. Египет (и прежде всего Александрия) стал крупнейшим центром астрологии и вообще эллинистической науки. Александрия Египетская, основанная в 332 г. до н.э. Александром Македонским, во время правления династии Птолемеев была пристанищем многих выдающихся учёных античного мира. В «царском квартале» Александрии находился знаменитый Мусейон (храм муз) с обсерваторией и огромной библиотекой. На протяжении пяти веков большинство астрологов работали в Александрии. Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе, основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген (помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и многие другие (см. Неоплатонизм). Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в Александрии (см. Гностицизм).
   Ключевыми фигурами эллинистической астрологии являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой половине II в. до н.э. в Египте. Они использовали в качестве псевдонимов имена фараона XXVI династии (VII - VI в. до н.э.) Нехепсона и верховного жреца Петосирида (IV в. до н.э.). В основе трудов Нехепсона-Петосирида лежит месопотамская астрология предзнаменований, греческая астрономия и физика, египетские знания о звёздах и эллинистическая философия.
   Ряд важнейших астрологических сочинений рубежа н.э. связаны с именем Гермеса Трисмегиста, считавшегося основателем астрологии и алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения.
   Среди египетских учёных эпохи эллинизма, значительно усовершенствовавших техническую сторону астрологических расчётов, следует выделить Гиппарха из Никеи (ок. 190 - 125 гг. до н.э.), называемого отцом научной астрономии, и Клавдия Птолемея (ок. 87-165).
   Многие астрономические и астрологические тексты египетской астрологии эпохи эллинизма написаны по-гречески, но сохранились также и некоторые папирусы, написанные демотическим письмом. Стены и потолки птолемеевских храмов заполнены астрологическими символами и изображениями Небесных Сил: знаков Зодиака, деканов, созвездий и планет. Некоторые из этих изображений обнаруживают вавилонское влияние.
   Египетские астрономы рубежа эр основывались на сидерическом делении эклиптики, которое почти совпадало с вавилонским делением. Линейные методы в астрономии оставались в Египте в употреблении даже во времена Адриана (117 - 138). Впоследствии они были вытеснены тригонометрическими методами.

Библиография


  • Д.Куталев Новая астрологическая энциклопедия
  • Куртик Г.Е. Астрономия Древнего Египта.// Историко-астрономические исследования. Вып. XXII. - М.: Наука, 1990
  • Neugebauer O., Parker R. Egyptian Astronomical Texts. V. I - III. - Providence; London: Brown University Press, 1960-1969
  • Parker R. The Calendars of Ancient Egypt. - Chicago: University of Chicago Press, 1950
  • Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. Сост. А.Леманн
  • Нейгебауер О. Точные науки в древности
  • Николов Н., Харалампиев В. Звездочёты древности
  • Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии
  • Еремеева А., Цицин Ф. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира)