Эгрегор

   Оккультный термин, имеющий у разных авторов немного различное значение.
   Элифас Леви называет эгрегоры «руководителями душ, которые являются духами энергии и действия». Восточные оккультисты описывают эгрегоры как существа, тело и сущность которых суть ткань так называемого астрального света. Они - тени более высоких планетарных духов, тела которых образованы из сущности более высокого божественного света. Т.Глоба определяет эгрегоры следующим образом: это «души лучших предков, святые, охраняющие территорию и народ».
   В общем, в современном оккультизме эгрегоры понимают как некий единый развивающийся объект в тонком мире, соответствующий той или иной группе людей или, иногда, просто некоторой идее; так, говорят об эгрегоре религий, государств, семьи, профессиональных эгрегорах и т.д. В «Розе Мира» Даниила Андреева в зооморфном виде описаны многие государственные эгрегоры (уицраоры) и их взаимоотношения друг с другом и с земной жизнью.
   Вот как описывает концепцию эгрегоров Энтони Мертон: «Творец (или Абсолют) - единое целое (живой организм духа), внутри малой части которого сотворён мир. А орудие творчества (человек) - дискретно, локально, и через него нужно транслировать в материю нелокальную оживляющую (обожествляющую) энергию, стимулирующую развитие материи, как единого организма. Поэтому, человек должен обладать одновременно и локальной и нелокальной природой, одновременно дискретной формой существования и возможностями взаимодействия с глобальными ипостасями мироздания.
   Всё это означает, фактически, что человек должен являться моделью самого Творца, то есть обладать Его природой, в том числе волей, разумом и определенной нравственностью. Но тогда возникает другая проблема - вынужденное сосуществование множества таких »микробогов", способных, в отличие от материи, к нелокальным действиям (например, поднять восстание рабов в древнем Риме). Конечно, такой проблемы могло бы и не быть, если бы человек получал свои нелокальные способности постепенно, эволюционируя вместе с материальным миром, но Творец, чтобы не терять темпы (или по иным «соображениям»), решил эту проблему иначе, создав ещё одно свое подобие, уже нелокальное - эгрегор.
   Как только в какой-либо системе объектов начинается взаимодействие, так сразу появляется начало дэн, берущее на себя задачу организации приемлемых форм взаимодействия объектов внутри системы и с внешним миром. Объекты в системе могут быть и локальными и нелокальными, но само начало дэн обладает нелокальностью уже по определению, исходя из его объединяющего предназначения. Если объекты обладают какой-то активностью в мире (ниже такие объекты будут названы обладающими свойством персональности), то соответствующее им начало дэн принимает форму определенной структуры в духовном мире, которую принято называть эгрегором. Последний не принадлежит ни одному своему объекту персонально, но функционирует для всей системы объектов в целом. Эгрегор получает санкцию на существование от Творца или вышестоящего эгрегора, и прекращает функционировать, когда у него не остается ни одного подопечного. Предназначение эгрегора - коррелировать действия людей в рамках своей специализации (семья, профсоюз, этнос, религия). Это относится и к горизонтальному регулированию (внутри группы), и к вертикальной трансляции нелокальных энергий (от более высоких эгрегоров)".


Библиография


  • Блаватская Е. Теософский словарь
  • Андреев Д. Роза мира
  • Мертон Э. Введение в теософию. Тонкие планы
  • Тихомиров А. Трактаты
  • Подводный А. Возвращённый оккультизм, или Повесть о тонкой семёрке
  • Тамара: Русский астрологический сборник