C греческого Phaeton - «сияюший, блестящий». 1 Гипотетическая планета, распавшаяся на пояс астероидов. Догадка о том, что между орбитами Марса и Юпитера должна существовать планета, была высказана ещё И.Кеплером в 1596 г. В 1772 г. другой немецкий учёный И.Тициус предложил эмпирическую формулу для больших полуосей планетных орбит
a = 0.4 + 0.3 · 2k (а.е.),
где k = 0 для Венеры, k = 1 для Земли, k = 2 для Марса и k = 4 для Юпитера. Согласно этому закону (его называют законом Тициуса-Боде), при k = 3 (т.е. на расстоянии 2.8 а.е. от Солнца) должна была бы находиться планета. На конгрессе астрономов в 1796 г. был принят проект её поисков. Четыре года спустя был открыт первый астероид - Церера, а затем и сотни других астероидов, имеющих орбиту, соответствующую закону Тициуса-Боде. Этот факт привёл к возникновению гипотезы Г.Ольберса о том, что между орбитами Марса и Юпитера ранее существовала большая планета, в результате каких-либо космических катаклизмов распавшаяся на пояс астероидов. Эта гипотеза получила признание и господствовала в течение более полутора столетий. Согласно модифицированному варианту гипотезы, предложенному в 1972 г. М.Овенденом (Канада), планета с массой 90 масс Земли распалась или взорвалась 16 млн. лет назад и породила пояс астероидов. Гипотеза была подвергнута критике, т.к. внутренние источники энергии планеты не могут обеспечить энергии, необходимой для распада столь массивного тела. Распад мог бы произойти при тесном сближении планеты с Юпитером, но тогда была бы нарушена система галилеевых спутников Юпитера, для восстановления резонансных движений в которой необходимо около 2 млрд. лет. Монотонное изменение состава астероидов с расстоянием от Солнца, продолжающее аналогичное изменение состава планет земной группы, свидетельствует об отсутствии полной перемешанности тел в поясе астероидов и служит одним из наиболее серьёзных аргументов против гипотез образования астероидов в результате распада одной планеты или двух столкнувшихся тел. Название гипотетической планете Фаэтон дано по имени персонажа древнегреческой мифологии, сына Гелиоса и нимфы Климены (или Эос и Кефала), брата Гелиад. Когда однажды отец дал обещание исполнить его желание, Фаэтон попросил разрешить ему один день управлять колесницей Солнца. Управляя колесницей, он не смог сдержать огнедышащих коней, и они бешено бросились в сторону, отклоняясь от обычного пути Солнца, что вызвало страшный пожар. За это Зевс поразил Фаэтона молнией. Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ Фаэтона отражает астрологические свойства Меркурия во Льве. Для астрологов Фаэтон имеет очень важное теоретическое значение, вне зависимости от того, существовала ли такая планета или нет. Если действительно Фаэтон ранее существовал, то представляется существенным определить, какое астрологическое значение он имел, каких качеств после распада Фаэтона человечество стало лишено. Если же Фаэтон никогда не был цельной планетой, всё равно его астрологические характеристики важны, поскольку это помогает помочь понять значение пояса астероидов. Смысл астрологического принципа Фаэтона можно установить, исходя из гипотетического расположения его орбиты. Она находилась между орбитами Марса и Юпитера, связывая, таким образом, быстрые планеты (положение которых в карте наиболее индивидуально) с планетами медленными (чье положение в Зодиаке является общим для целого поколения). Поэтому, как отмечает Д.Куталёв, Фаэтон представлял принцип взаимодействия индивидуума с социумом, сочетания личных установок, Закона Внутреннего, с социальными нормами, Законом Внешним. Связь человека с социумом проявляется через конкретные типы и области его деятельности в окружающем мире. Интерес и включенность человека в эти конкретные типы и области (которых множество) символизируются в гороскопе констелляциями отдельных астероидов. Разумеется, не все из многих сотен астероидов имеют решающее значение в карте. В большинстве случаев бывает достаточно учесть положение первых четырех открытых астероидов, получивших название «Большой четверки». Д.Куталёв указывает, что эта «Большая четверка» показывает основные подтипы принципа взаимосвязи человека с миром, которые символически можно связать с четырьмя стихиями:
- Огонь - Паллада: взаимодействие через активную направленность (Овен) разума к какой-либо проблеме, посредством творческого мышления (Лев) и усвоения духовного опыта (Стрелец).
- Земля - Церера: взаимодействие с миром в областях конкретной деятельности (Телец), посредством хозяйственных, служебных занятий (Дева), через участие в социальной иерархии и в коллективных проектах (Козерог).
- Воздух - Юнона: ментальное взаимодействие с окружающим миром (Близнецы), участие в партнерских контактах (Весы) и неформальных группах (Водолей).
- Вода - Веста: связь с предками (Рак), секс как средство духовного служения (Скорпион), жертвенность и внутренняя устремленность к идеалу (Рыбы).
К.Бонерт также соотносит «Большую четвёрку» со стихиями, но по другой схеме: Церера - Земля (функция - реальное ощущение), Паллада - Воздух (мышление), Юнона - Вода (чувство), Веста - Огонь (интуиция). З.Добинс указывает, что данные астероиды символизируют четыре основные женские роли: Церера - Мать, Паллада - Дочь, Юнона - Жена, Веста - Сестра. Т.о., анализ четырёх основных астероидов позволяет проследить проявленность принципа Фаэтона в конкретной карте. На этом основании Д.Куталёв предложил использовать в качестве точки, символизирующей влияние Фаэтона в гороскопе, мидпойнт «Большой четвёрки». См. Фаэтон (III).
|
3 Фиктивная планета, представляющая собой среднюю точку между положениями «Большой четвёрки» астероидов (мидпойнт точек Церера/Паллада и Юнона/Веста). Предложена Д.Куталёвым. Расчёт Фаэтона возможен только в том случае, если все четыре астероида расположены в пределах дуги в 180°. Исходя из предпосылки, что все астероиды описывают в гороскопе частные случаи проявления одного принципа, связанного с Фаэтоном (I), Д.Куталёв указывает: «Несмотря на то, что в наши дни отсутствует целостность принципа Фаэтона, поскольку эта планета не существует на физическом плане, представляется возможным определить, в какой степени и каким образом тот или иной человек может приобрести равновесие и компромисс между развитием своей индивидуальности и жизнью в социуме». Для этого и вводится анализ положения Фаэтона. Ключевые слова для положения Фаэтона в знаках Зодиака:
- Фаэтон в Овне: активный натиск на общественное сознание.
- Фаэтон в Тельце: конкретное воплощение личных и общественных устремлений.
- Фаэтон в Близнецах: взаимодействие концепций человека с массовым менталитетом.
- Фаэтон в Раке: источник вдохновения и точка приложения сил - общественное подсознание.
- Фаэтон во Льве: точка пересечения индивидуальных и общественных интересов - сам человек и его творчество.
- Фаэтон в Деве: тщательная разработка конкретной области деятельности, определяемой положением Фаэтона и Цереры в домах гороскопа.
- Фаэтон в Весах: акцент на эстетической стороне взаимодействий с миром.
- Фаэтон в Скорпионе: установление глубинной связи между личным и общественным жизненными принципами через трансформацию себя и мира.
- Фаэтон в Стрельце: личные идеалы раскрываются во взаимодействии с общественной идеологией.
- Фаэтон в Козероге - очень сильное положение: человек, нашедший своё призвание, находит и общественную поддержку; популярность благодаря социальной потребности в таком человеке; выполнение социального заказа.
- Фаэтон в Водолее: оригинальное раскрытие индивидуальности с учётом психологической атмосферы в обществе.
- Фаэтон в Рыбах: связь с миром через выявление самых глубинных и интимных аспектов общественного и индивидуального подсознания.
Кроме того, положение Фаэтона в знаках стихий указывает на акцентированный тип взаимодействия человека с социумом и на активизацию связанного с этой стихией астероида (Огонь - Паллада, Земля - Церера, Воздух - Юнона, Вода - Веста). Положение Фаэтона в домах гороскопа определит сферы реализации указанного зодиакальным знаком типа взаимодействия с миром. Д.Куталёв также указывает, что важно учитывать и дуговые аспекты Фаэтона, особенно точные. В том случае, если четыре главных астероида не сконцентрированы в пределах дуги 180°, указать на преобладающий тип взаимодействия невозможно, а поиск равновесия между личными и общественными проблемами затруднён. И напротив, чем ближе друг к другу расположены главные астероиды, тем более целостно и адекватно деятельность человека сочетается с требованиями социума, тем более взаимосвязаны для человека проблемы личные и общественные, а в активном варианте - тем более общественные проблемы подчиняются интересам личности.
|