От латинского fatalis - «роковой». Учение, согласно которому человек находится в оковах неизбежного предопределения ("Всё зависит от звёзд"). Даже боги имеют определённую судьбу и беспомощны перед управляющим всем Фатумом (у греков - Тихе и Ананке). Когда звёзды возвращаются к тем же положениям в конце «Великого года», всё на Земле до мельчайших деталей должно повториться. Эта идея встречалась среди пифагорейцев, считавших, что «всё, что когда-либо случалось, повторится через определенный срок, и нет в действительности ничего нового». В стоицизме поддерживалось то же самое мнение; Немесий Эдесский (ранневизантийский церковный деятель и философ V - VI вв. н.э.) в компендиуме «О человеческой природе» писал: «Стоики говорят, что планеты, возвращаясь в ту же точку долготы и широты, которую каждая из них занимала при возникновении мира, через определённые промежутки времени вызывают расцвет или гибель вещей, и весь мир снова возвращается в то же состояние, звёзды снова движутся по тем же самым путям, и всё воспроизводится в точности таким, каким оно было прежде. Сократ и Платон, по утверждению стоиков, появятся снова, равно как и каждый человек в отдельности с теми же друзьями и соотечественниками, и с ними будет происходить то же самое, и судьбы их будут прежними, и заниматься они будут тем же". Астральный фатализм встречается также в среднеперсидских текстах Сасанидского периода, т.е. между 220 и 650 гг. Например, в книге «Меног-и Храд» мы читаем: «Все судьбы, хорошие и плохие, выпавшие на долю человека, определяются двенадцатью знаками зодиака и семью [планетами]". В части 27 той же книги говорится: «...Поскольку в назначенное время случится то, что должно...». Фатализм «Меног-и Храда» сочетается с определенными зерванистскими воззрениями. В среднеперсидских источниках зерванизм и астральный фатализм появляются, как правило, всегда вместе. Астральный фатализм характерен для индийской астрологии; он также встречается у мусульманских мыслителей (см. Ислам и астрология). В христианстве концепция астрального фатализма подвергалась уничижительной критике, начиная с первых веков н.э. (см. Христианство и астрология). В современной западной астрологии идея астрального фатализма практически полностью отвергается. |