Гармоники (harmonics, H)

   Методика углублённого анализа гороскопа. Она позволяет более тщательно исследовать действие дуговых аспектов натального гороскопа путём построения особых карт, которые дают представление о выраженности аспектов, порождённых тем или иным числом.
   Для построения карты гармоники числа N эклиптические координаты всех планет и куспидов угловых домов (а в принципе, и куспидов остальных домов), переведенные в абсолютные градусы долготы, умножаются на число N, и из полученных чисел вычитается по 360° до тех пор, пока не будет получено число меньше 360°. например, координата Солнца в натальной карте 211.0° (1° Скорпиона). В карте третьей гармоники координата Солнца будет равна 633°-360°= 273° (3° Козерога). При этом следует учитывать, что в картах четных гармоник куспиды противоположных домов будут находиться в точном соединении. Карты гармоник интерпретируются, исходя из нумерологических значений порождающих чисел.
   Несмотря на то, что принципы гармоник были известны ещё в эпоху эллинизма и получили развитие в средневековой индийской астрологии (см. Варги), а отдельные элементы системы гармоник использовались в Гамбургской школе астрологии с 1930-х гг., методика гармоник не пользовалась популярностью у западных астрологов вплоть до 70-х гг. XX в. Всплеск интереса к гармоникам был связан с деятельностью Джона Эдди (Великобритания), который разработал новые подходы к данной теме и изложил их в книге «Гармоники в астрологии» (1976; первые результаты были получены Эдди в середине 1950-х гг.).
   Среди астрологов, использующих гармоники в своей работе, нет единодушия в вопросе о том, гармоники каких чисел являются наиболее значимыми. Существуют разногласия и по другим, более частным вопросам. Д.Куталёв указывает, что всего можно выделить семь основных подходов к картам гармоник.
   ПЕРВЫЙ ПОДХОД: в астрологическом анализе следует учитывать отдельные, нумерологически значимые гармоники; карты гармоник используются для выявления аспектов положения (в картах гармоник мелкие деления Зодиака видны в большем масштабе - к примеру, в карте 30-й гармоники каждый градус Зодиака «разворачивается» до размеров зодиакального знака), тогда как дуговые аспекты не рассматриваются; этого (исторически наиболее раннего) подхода придерживаются индийские астрологи, которые рассчитывают карты H3, H4, H7, H9, H10, H12, H16, H20, H24, H27, H40, H45;
   ВТОРОЙ ПОДХОД: следует рассматривать гармоники чисел, кратных 2 и 3; карты этих гармоник используются для выявления планетарных картин и точных дуговых аспектов, а аспекты положения не рассматриваются; данный подход был разработан в Гамбургской школе астрологии - астрологи этой школы наиболее часто работают с картой H4 (методика внедрена Людвигом Рудольфом), позволяющей детально анализировать так называемы напряжённые аспекты; более редко используются карты H6, H8, H12, H16, H24, тогда как карты H5 и H7 считаются вообще не содержащими астрологически значимой информации (см. ст. Круговая шкала);
   ТРЕТИЙ ПОДХОД: значение имеют гармоники простых чисел и гармоники квадратов простых чисел; карты гармоник рассматривают для выявления дуговых аспектов определённого типа (обычно нетрадиционных), при этом аспекты положения обычно не учитываются; данный подход был разработан Джоном Эдди и является наиболее популярным у современных западных астрологов; исследуются карты H4, H5, H7, H9, реже - H3, H11, H13 и др.;
   ЧЕТВЁРТЫЙ ПОДХОД: каждое число имеет значение, поэтому может быть полезным построение карты гармоники любого натурального числа (в зависимости от тематики исследования выбираются числа, имеющие нумерологическое значение, связанное с данной темой); можно учитывать как аспекты положения (положение в знаках Зодиака), так и дуговые аспекты; развитие этого подхода требует обоснования интерпретации чисел;
   ПЯТЫЙ ПОДХОД знаменует дальнейшее сближение гармонической астрологии и нумерологии: значение имеют карты гармоник числа даты, числа имени и т.п.;
   ШЕСТОЙ ПОДХОД: карты гармоник первых девяти чисел натурального ряда анализируются на заполненность мажорными дуговыми аспектами; карта гармоник, в которой наибольшее количество аспектов, считается выражающей основную жизненную тему рождённого; этот подход разрабатывается современным американским астрологом Эльфи Лавои;
   СЕДЬМОЙ ПОДХОД: возможны построение и анализ карт гармоник дробных (в т.ч. иррациональных) чисел, например, карты, в которых какой-либо отдельный дом гороскопа разворачивается в целый круг (т.о. получается карта гармоники, связанной с темой определённого дома).
   Гармоническая астрология является одним из перспективнейших направлений современной астрологии. Поскольку в данном направлении ещё нет устоявшихся канонов, многие астрологи экспериментируют с различными подходами, проводят исследования и т.п. Однако, как уже указывалось выше, наиболее популярной является методика Дж.Эдди и его последователей (Чарльз Харви, Дэвид Хэмблин и др.). Поэтому остановимся на данной концепции более подробно.
   Большинство астрологов, работающих с гармониками, учитывают классические десять планет и (при времени рождения, известном с точностью до 5 минут) куспиды угловых домов. Вопрос об учёте Лунных Узлов остаётся открытым, так как не имеется ещё достаточно надёжных данных о том, какие Узлы - средние или истинные - имеют реальное значение. Часть астрологов учитывает в картах гармоник такие дополнительные точки, как вертекс, главные астероиды и т.д.
   Орбисы в картах гармоник по Эдди: для соединений - 12°, для оппозиций - 6°, для тригонов - 4°, для квадратур - 3°, для секстиля - 2°, для полуквадрата и полутораквадрата - 1.5°, для полусекстиля и квиконса - 1°. Орбисы точных аспектов: соединение - 2°, оппозиция - 1°, тригон - 40', квадратура - 30', секстиль - 20', полуквадрат и полутораквадрат - 15', полусекстиль и квиконс - 10'.
   Дома в картах гармоник обычно не используются. Некоторые астрологи рассматривают эти карты в системе равных домов от ASC или MC.

Методика интерпретации гармоник (согласно Д.Хэмблину):

   1. В первую очередь интерпретируется натальная карта, а карты гармоник несут дополнительную информацию, которая должна встраиваться в картину, получаемую из натальной карты. Планеты в карте гармоник - это всё те же планеты радикса, и их истинное положение на небе (по знаку и дому) то же, что и в радикальной карте. Поэтому, рассматривая карту гармоник, надо постоянно держать рядом радикс и сравнивать их между собой.
   В натальной карте особенно важно отметить тесные аспекты (и их конфигурации) и неаспектированные планеты. Если аспект в натальной карте очень близок к точному, он будет повторяться в ряде карт гармоник, и его интерпретация зачастую имеет центральное значение для понимания личности. Неаспектированная планета, как известно, может представлять чрезвычайно мощную силу личности, и только рассмотрев карты гармоник, станет возможным понять, как человек встраивает принцип этой планеты в свою личность. Это относится не только к неаспектированным, но и к слабо аспектированным планетам натальной карты: карты гармоник могут часто показывать, как эти планеты связаны с другими.
   2. Практика показала, что наиболее информативными обычно являются карты четвертой (H4), пятой (Н5), седьмой (Н7) и девятой (Н9) гармоник. Часто оказывается достаточным проанализировать карты этих четырёх гармоник. Можно рассмотреть и карты других гармоник, если планеты в этих картах образуют мощные конфигурации аспектов.

Общие принципы интерпретации всех гармонических карт.

   а) В карте любой гармоники важно найти конфигурации аспектов (множественное соединение, тау-квадрат, большой трин и т.п.). Искусство интерпретации карт гармоник в значительной мере есть искусство идентификации этих конфигураций и интерпретации их как целого. Отдельный аспект в карте гармоник может быть не очень важным, если он не связан с другими аспектами. Но конфигурация, связывающая воедино большое число аспектов, - большая сила, показывающая способность человека интегрировать эти планетарные силы по типу данной гармоники. Природа интеграции, конечно, будет зависеть от того, какие именно планеты входят в конфигурацию, и от типа образуемых ими аспектов. Карты гармоник, имеющие подобные мощные конфигурации аспектов, являются самыми значимыми.
   б) Чем ближе дуговой аспект к точному, тем сильнее его влияние. Поэтому в картах гармоник очень важно отметить тесные аспекты. Они часто оказывают принуждающее действие, даже если не связаны с другими аспектами в конфигурацию. Если тесный аспект - часть конфигурации, он ещё важнее; и его можно интерпретировать как наиболее сильный аспект данной гармоники. Иногда может встретиться конфигурация, состоящая полностью из точных аспектов. Такие конфигурации чрезвычайно мощны, и обычно их влияние ясно и сильно выражено в поведении субъекта; когда в карте одной из гармоник присутствует точная конфигурация, доминирует тип поведения, связанный с этой гармоникой.
   в) Иногда карта гармоники содержит две или более конфигураций, связанных между собой одной планетой, являющейся частью всех этих конфигураций. Эту планету можно рассматривать как центральную планету карты. Часто она выглядит как доминирующая сила, которая действует по типу поведения, представленного данной картой.
   г) Целесообразно отметить планеты, расположенные близко к угловым точкам в карте гармоник, поскольку такие планеты играют более существенную и заметную роль в реакции человека на число гармоник, чем другие планеты.
   д) Анализируются аспекты между планетами. При этом нужно учитывать, имеется ли этот аспект (например, соединение в Н7) в натальной карте или он проявляется уже в гармонике. Последовательность интерпретации конкретного аспекта зависит, во-первых, от других планет, с которыми он связан в конфигурации аспектов, и, во-вторых, от домов и знаков, занимаемых планетами в радиксе. Очень важны аспекты Солнца. Их значение всегда более явное и влияние более всеохватывающее, чем действие других аспектов. Если нет времени или желания делать полный анализ серии карт гармоник, следует всё же рассмотреть гармонические аспекты Солнца, так как это раскроет некоторые центральные факторы личности человека, позволит дать более полную и правдивую интерпретацию натальной карты. Особенно важны аспекты Солнца с Луной; если они сходятся в какой-то гармонике, то человек как бы несет качества этой гармоники в виде общей «ауры», окрашивающей его личность и охватывающей всё его поведение, даже если карта этой гармоники не содержит других важных аспектов. Также интересен контакт Солнце - Меркурий, поскольку в натальной карте невозможен ни один взаимный аспект между этими планетами, кроме соединения. Тема аспектов Солнце - Меркурий - «размышление и сообщение о себе». Минорные аспекты (30°, 45°, 135°, 150°), не включённые в конфигурации аспектов, сами по себе обычно мало значимы.
   е) О значении положения планет в зодиакальных знаках в картах гармоник проверенных данных нет, и вопрос значимости положения планет в знаках остается открытым.

Значение отдельных карт гармоник

   Карта Н1 - натальная карта.
   Карта Н2. В ней оппозиции натальной карты становятся соединениями, квадратуры - оппозициями и т.д. Эта карта связана с принципом двоичности на простом и основном уровне. Основная двоичность, согласно Хэмблину, связана с осознанием себя как отдельной единицы, которая действует в среде, не являющейся её частью. Поэтому с помощью карты Н2, видимо, можно выявлять осознание человеком своей индивидуальности, его связи со средой, способность формировать межличностные отношения. В связи с тем, что в карте Н2 не образуется аспектов, которых нет в натальной карте или карте Н4, она используется достаточно редко.
   Карта Н3 связана с принципом троичности на простом и основном уровне. Эта базисная троичность, согласно Хэмблину, связана с удовольствием человека от осознания, что он - часть окружающего мира. Если двоичность - это уровень, на котором человек реализует самость и поэтому свою отделённость ("Я" против других), то троичность - это уровень, на котором он обнаруживает, что в конце концов отделён не полностью, а имеет связи с внешним миром. Карта Н3 поэтому покажет пути использования человеком этих связей и создания контактов с окружающим миром. По своей сути это карта удовольствия, поскольку принцип троичности имеет дело с удовольствием и наслаждением, когда человек обнаруживает, что встроен в свое окружение и гармонически связан с ним.
   Карта Н4. Все соединения в карте Н4 содержатся в натальной карте в виде соединений, оппозиций и квадратур, все оппозиции - в виде полуквадратов, трины - в виде тринов, секстилей, полусекстилей и квиконсов. Но квадратуры, полуквадраты, полутораквадраты, секстили, полусекстили и квиконсы в карте Н4 несут новую информацию, которую нельзя получить из натальной карты. Характерно, что все планеты натального тау-квадрата или большого креста оказываются в карте Н4 в соединении, которое можно рассматривать как кластер усилия. Соединение планет в этой карте свидетельствует не о том, что они интегрированы в личности человека, а о том, что он стремится интегрировать их в своем поведении.
   В целом карта Н4 может рассказать о проблемах, встающих перед человеком при взаимодействии с внешним миром, с физическим окружением и людьми. Она показывает природу того, что человек ощущает как недостающее во взаимодействии с миром и как он должен это преодолевать. Карта Н4 помогает выявить ощущаемые человеком препятствия со стороны внешнего мира, если даже они частично являются проекцией его собственной натуры. При сильной карте Н4 человек склонен принять позицию борьбы с внешним миром. При слабой карте Н4 его отношение к миру будет более покорным, а возможно и индифферентным.
   Карта Н5. Все традиционные астрологические аспекты основаны на сочетании чисел 2 и 3. Соответственно, пятиричность связана с образованием связи между элементами, ощущаемыми как естественно разделенные. Пятиричность существенно связана с идеей делания, размещения, строительства, конструирования, структурирования, формообразования. Она имеет дело с созданием порядка из хаоса, соединением формальной связью того, что обычно разъединено. Таким образом, это первое число, в котором человек проявляет свою власть над миром и борется за изменение мира (по сравнению с тем его состоянием, какое он обнаружил). Тенденция к сильным картам Н5 имеется у людей, преобладающее занятие которых - практическая деятельность, инженерное дело, чистая наука и математика, создание форм и структур в искусстве. Н5 также связана со структурированием себя, собственного поведения. Наиболее важным ключевым словом здесь представляется «стиль». Но практика подтверждает, что хотя связи между планетами в карте Н5 могут давать большие преимущества, помогая внести в жизнь форму и порядок путем артистического и других видов творчества, развить особый, индивидуальный стиль поведения, вместе с тем очевидны и опасности этих связей, касающиеся навязчивого или навязчиво-обязательного поведения. Связи Н5 могут создавать стиль, но могут и превращать стиль в «тюрьму». 5, по-видимому, следует рассматривать как собственное число человека. Число 5 помогает человеку осмыслить мир и провозгласить его «своим». Пятиричность - это принцип, связанный с созданием порядка и формы из беспорядка и хаоса. Чтобы понять вещи, человек непрерывно стремится их классифицировать и разбить на категории. Он также стремится заключить окружающий мир в созданные им формы и структуры, а своё поведение - в стиль, соответствующий его целям. Пятиричность есть первейший источник человеческого творчества и способности к интеллектуальному пониманию действительности. Но она несёт внутреннюю опасность: заключая мир в искусственные формы и структуры, можно потерять ощущение мира, что и бывает в действительности. Кроме того, ограничивая своё поведение искусственным стилем, можно потерять ощущение себя, и это также реально происходит.
   Карта Н6 связана с сочетанием двоичности и троичности и касается стремления к удовольствию или наслаждения от стремления. Важность этой гармоники в том, что, поскольку троичность по своему существу связана с пассивным удовольствием, человеку, видимо, требуется добавление двоичности, чтобы проявить себя миру. Согласно Джону Эдди и Чарльзу Харви, карта Н6 имеет дело с объективным выражением числа 3: ритм жизни, внешнее выражение радости жизни, ритм работы и игры, связанные с ритмической активностью. Однако из-за того, что карта, в которой принципы «усилия» и «удовольствия» нераздельно смешаны, интерпретируется с трудом, а также из-за того, что аспекты карты Н6 мы находим в картах других значимых Г., эта карта используется редко.
   Карта Н7. Чарльз Харви указывает, что эта гармоника показывает, какие аспекты жизни вдохновляют и «включают» нас. Он считает, что Н7 обнаруживает то, что поднимет нас на более высокий уровень видения и понимания. Она характеризует нашу восприимчивость к потоку высшей энергии, а также обстоятельства, которые могут открыть нас «вдыханию» божественного. Дэвид Хэмблин, отмечая, что проникновение в божественное и понимание его ближе по значению к Н9, чем к Н7, считает, что 7 в действительности является числом не космоса, а человека, но не его рациональных и конструктивных способностей, а необузданного, плодотворного и непредсказуемого воображения. Это число наивысшего полета творческого воображения человека и наиглубочайших его деструктивных иллюзий. Это число не постоянства, а мимолетности, не неизменной правды, а неожиданных всплесков света и темноты, не объективной реальности, а субъективных впечатлений и эмоционального опыта, извлекаемого человеком из этих впечатлений, не знания, а фантазии. Короче, это романтическое число. Когда две планеты связаны в Н7, человек ощущает уверенность в романтической связи между ними. Идея соединения энергий двух планет должна иметь над ним большую эмоциональную власть. Вокруг неё в воображении человека сознательно или бессознательно создаются фантастические представления, влияющие на его мировоззрение и поведение. Проявления этого разнообразны: человек может чувствовать, что должен передать некое послание человечеству, и стремиться сделать это через творчество в области искусства, или он романтически видит будущее человечества и реализует это видение в борьбе, в политической деятельности; либо, наконец, это могут быть чисто личные фантазии, которые касаются только его самовосприятия и восприятия других людей, но в связи с ним самим, и которые влияют на его каждодневные действия и взаимодействия.
   Многие художники имеют сильные карты Н7, и это определяет не столько стиль произведений, сколько силу воображения, воплощенную в содержании. Поэтому художники, у которых семиричность выражена наиболее сильно, - не обязательно величайшие художники, но в их произведениях наиболее сильно выражена работа творческого воображения. Н7 также связана с сексуальной фантазией и эротикой, особенно при значимом Марсе (Сальвадор Дали, Генри Миллер). Карта Н7 может обнаруживать и очень опасные силы. Основная опасность, по-видимому, возникает, когда человек воспринимает побуждение, исходящее от связей в карте Н7, как видение реальности. Если он применяет это видение к себе и живет в соответствии с искажённой картиной реальности, то людям кажется, что он «живет в собственном мире», не связанном с реальным, но если у него хватит сил применить свое видение к реальному миру через собственное поведение, превращая фантазии в реальность, результаты могут быть поистине устрашающими. Такое превращение фантазии в реальность особенно свойственно политикам (яркий пример - А.Гитлер).
   Наконец, убийцы и другие жестокие преступники часто имеют сильные карты Н7, которые могут послужить ключом к пониманию работы их воображения, а следовательно, мотивацией преступлений. В общем, Н7 представляет динамическую силу вдохновения человека. Если Н5 представляет способность человека наложить на мир (и на себя) создаваемые им самим порядок и структуру, то Н7 имеет дело с его способностью наложить на мир (и на себя) смысл, имеющий эмоциональное значение для него самого. Многие люди никогда полностью не реализуют потенциал паттерна планетарных сил Н7. Он может вести к снам наяву и фантазиям и подсознательно влиять на поведение человека, но творческий потенциал его остается непознанным и неиспользованным. Но когда вся мощь Н7 «спускается с привязи», это ведет либо к диким разрушениям, либо к огромным творческим достижениям. Вместе с пятой гармоникой Н7 представляет способность человека к творчеству - к изобретению собственной версии реальности.
   Карта Н8. Если карта Н4 - это карта усилия: она показывает усилия, совершаемые человеком, чтобы справиться со своим окружением, - то карта Н8 идет дальше и, как можно ожидать, должна показывать результаты усилий, следовательно, это карта достижений. В карте Н8 радикальные полуквадраты (особенно связанные с проявлением) становятся соединениями, и карту Н8 изучают с целью определения, какие видимые (проявляющиеся) действия человек предпринимает, чтобы преодолеть проблемы и справиться со своим окружением. Однако карта Н8 содержит мало информации, которой нет в карте Н4. О принципе проявления можно судить, изучив оппозиции и другие «жёсткие» аспекты в карте Н4.
   Карта Н9 - карта чистой троичности человека. В понимании астрологов число 3 всегда связывалось с такими качествами как удовольствие, наслаждение, гармония. Поэтому способность человека к развитию этих качеств можно видеть из карты Н9. Но надо понять, что число 9 представляет более чистую или более рафинированную троичность, чем та, которую обычно наблюдают астрологи. Карта Н9 представляет тип более глубокого удовольствия, его труднее ощутить полно, но оно приносит ощущение большего совершенства. Можно по-разному описать это состояние. Хэмблин считает наиболее подходящими словами «радость, счастье и мир». Карта Н9 показывает способность человека к радости и счастью, которые возникают из мира с собой и окружающими. Но поскольку это неразделимо, карта показывает и способность человека распространять радость и счастье на окружающих. Простая, или мирская интерпретация Н9 - счастье и поиск счастья. Но что приносит счастье? Чтобы быть счастливым и радостным, человеку надо быть и в мире с собой и окружающими. В Н9 человек принимает мир таким, каков он есть. Ему известно, что представляет собой мир, и он не пытается сделать его другим. И ещё человек принимает сознание ограниченности своего знания. В наиболее глубоком смысле Н9 имеет дело со знанием, пониманием и правдой. Более того, чтобы быть в мире с собой, человек должен принять свое место в мире, как бы оно ни было незначительно. Высокомерие и самоутверждение предыдущих гармоник уступают место смирению. 9 - число не человека, а Космоса. В сфере этого числа человек занимает свое место в космической схеме. Знание несет с собой силу. Если человек владеет истинным пониманием мира, он проявляет в нем силу. Каждая из гармоник обладает своим собственным типом силы, но 9, видимо, наиболее мощное из рассмотренных чисел, несмотря на то, что сила его по своему существу не наступательная. Поистине удивительно, насколько выражена тенденция к сильным картам Н9 у религиозных деятелей, мистиков, людей, обладающих способностью ясновидения, лечения и других проявлений психической энергии. Карта Н9 может показать, способен ли человек развить психические силы, но для людей с недостатком этих сил (или чувствующих их недостаток) интерпретация карты Н9 может оказаться трудной. В особенности это относится к картам выдающихся людей, о которых известны именно их активные достижения, а не состояния пассивного наслаждения. Радость и счастье - вещи неуловимые, и цель, которую активно преследует человек, скорее окажется целью 4-й (победа), 5-й (порядок) или 7-й (вдохновение) гармоник, чем целью 9-й (радость) гармоники. Поэтому Хэмблин не соглашается с утверждением Джона Эдди, что карта Н9 представляет «идеал, который должен быть реализован», и что она «так относится к радикальной карте, как фрукт к дереву». Идеал как цель, к которой человек стремится, и результат труда его жизни зачастую лучше видны из карт других гармоник. Тем не менее, карта Н9 действительно характеризует тип идеала, наивысшую цель, к которой человек может стремиться, цель, которая приведет его к высшей радости, миру и пониманию. Но чтобы достичь этой цели, человек должен прекратить неустанную борьбу, связанную с другими гармониками, и «открыть себя миру» более пассивным образом.
   Согласно индийской традиции, карта Н9 является картой брачного партнера. Это можно объяснить тем, что Н9 чётко связана не только с личной способностью человека к радости, но и к способности его распространять радость на окружающих. Поэтому карта Н9 может дать ключ к определению типа партнера, которому данный человек способен принести наибольшее счастье и получить максимальное счастье в ответ. Таким образом, карта Н9 может сообщить коечто об идеальном брачном партнере. Для обычного человека, не обладающего психической силой и способностью испытывать мистическую радость или, может быть, не готового узнать, что владеет этой способностью, лучший способ интерпретировать карту Н9 - рассматривать её как ключ для нахождения пути человека к счастью. Некоторые люди не реализуют всех возможностей карты Н9 почти вплоть до смерти, а другие никогда полностью их не реализуют. Но люди хотят счастья, даже если не знают, как его найти, и для тех, кто хочет это узнать, карта Н9 имеет колоссальное значение. Но ясно, что Н9 простирается дальше этого, возможно, в области, которые трудно выразить словами.
   Карта Н10 представляет комбинацию пятиричности и двоичности. Хёмблин отмечает, что 10 - это «смешанное» число, а для интерпретации полезнее чистые, несмешанные карты гармоник. Соединения Н10 лучше видны как оппозиции в карте Н5, и т.д. Поэтому карта Н10 исследуется очень редко.
   Карта Н11. Мартин Сеймур-Смит указывает, что аспект Н11 определяет «избыток»; он также цитирует Вильямсона, отмечавшего, что они описывают «способность человека интегрировать различия и двойственности». Он утверждает, что обе эти интерпретации совместимы: напряжение «двусвязанных» ситуаций, имеющих внешнюю сторону (когда вы охвачены чувствами обязательности долги, но не можете полностью удовлетворить одного или более человек), а также внутреннюю сторону (борьбу скептицизма и веры), по всей вероятности, ведет к стрессу, в свою очередь ведущего к эксцессу в той или иной форме. Хэмблин считает, что когда планеты сходятся в Н11, у человека имеется глубокое внутреннее страстное желание соединить их вместе; они составляют часть глубоко лежащих внутренних фантастических представлений о себе. Если фантазии, возникающие из Н7, имеют бурный, судорожный, импульсивный характер, то в Н11 они представляются более спокойно горящими, навязчивыми, возможно, имеют характер мечты. Это - материал для мечтаний человека о себе. Если фантастическое представление человека о себе достаточно сильно, он может воплощать его в своем поведении, но поскольку мечта возникает изнутри, ему трудно действовать реалистично и поднять её до объективного уровня. Он будет либо недоигрывать (и в этом случае может не замечать ее вовсе), либо переигрывать, доводя её до эксцесса. И в действительности много случаев, когда проявление внутренней мечты ведет к эксцессу. Но когда человек приходит к мнению, что его поведение является лишь плодом внутренней фантазии, он может подавить её в себе.
   Карта Н12 связана с сочетанием двоичности и троичности. По сравнению с Н6, она содержит дополнительную дозу двоичности и поэтому имеет дело с усилением в направлении удовольствия и соединенности. Многие астрологи находят, что эта карта трудна для интерпретации вследствие своей «смешанной» природы, однако считают возможным, что Н12 - очень важная карта гармоники, показывающая природу земной жизни в целом в ее объективном выражении.
   Карта Н13. Сеймур-Смит и Вильямсон указывают, что карта Н13 выражает отношение человека к смерти и к духовной гибели. Хэмблин уточняет, что данная гармоника касается глубоко заложенного отношения человека к своему собственному существованию, а поэтому и к своей смерти.
   Карта Н14. Так как эта карта связана с сочетанием семиричности и двоичности, то удобнее рассматривать оппозиции в карте Н7 (являющиеся соединениями в карте Н14) и другие аспекты, чем строить отдельную карту Н14.
   Карта Н15 представляет комбинацию пятиричности и троичности, а для интерпретации полезнее «несмешанные» карты гармоник. Соединения в Н15 лучше видны и анализируются как трины в карте Н5.
   Карта Н16. Если Н8 связана с проявлением, то можно ожидать, что Н16 будет связана с результатами проявления. Индийские астрологи рассматривают Н16 как обнаруживающую максимум конкретного проявления личности или наиболее полного проявления личности в материальном мире. Но именно в карте Н16 квадратуры карты Н4 становятся соединениями, а квадратуры в Н4 часто выражают открытый конфликт, в котором одна сторона личности проецируется на других людей и рассматривается как «враг», с которым надо бороться. Проявляя себя конкретным образом в мире, человек может войти в конфликт с другим человеком, способ проявления которого отличен и не совместим со способом проявления первого. Поэтому Хэмблин считает, что карту Н16 можно рассматривать как карту конфликта. Она может показывать тип конфликта, в который, по всей вероятности, будет вовлечён человек, пытающийся разрешить свои внутренние противоречия и ответить на вызовы извне.
   Хэмблин указывает, что последовательность простых чисел 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23... показывает движение в сторону внутреннего. По этой последовательности мы все более и более продвигаемся к стимулам, зарождающимся внутри индивидуума, а не накладываемым на него извне, мы проникаем в глубь внутреннего, а именно, к мыслям, желаниям и чувствам, происхождение которых - в сознании человека. При этом возрастает роль самосозерцания (размышления человека о себе самом). Всё это не связано с объективным положением человека в окружении. Можно ожидать, что, двигаясь далее по последовательности (в Н17, Н19, Н23 и т.д.), мы всё глубже будем проникать во внутреннее. Но для большинства людей мысли и чувства, связанные с этими большими простыми числами, находятся так глубоко, что человек вряд ли осознаёт их и неспособен интегрировать их в своё видимое поведение. Но есть и исключения. Так, какое-либо тесное соединение может быть столь мощным, что пробьётся на поверхность, даже если находится в Н17, Н19 или Н23. Возможно, путём изучения этих исключительных случаев можно прийти к пониманию больших простых чисел. Кроме того, особого рассмотрения заслуживают сильные карты, представляющие развитие чистых принципов троичности (Н27), пятиричности (Н25) и семиричности (Н49). Что касается принципа двоичности, то, видимо, на Н16 достигается предел полезности для интерпретации, так как построив аспекты в карте Н16, можно заглянуть в гармоники, расположенные далее в двоичной последовательности: так, полуквадраты в Н16 представляют соединения в Н128.
   Карта Н25 представляет более чистый, более рафинированный уровень пятиричности, нежели Н5. При изучении гороскопов врачей Джон Эдди обнаружил, что 25-я гармоника в этих картах является существенной, и разумно предположить, что сила в Н25 (5х5, или «порядок в порядке») связана со способностью вводить «упорядоченность в порядок» жизни, так что человек может упорядоченным и структурированным образом распределять и перераспределять используемые им типы стилей и структур, приспосабливая их к обстоятельствам. В менее оптимальном варианте трудности в Н25 могут быть связаны с глубоко заложенным навязчивым поведением (неспособностью оставаться вне ограничивающих систем и структур), а следовательно, - с определённым физическим или умственным беспорядком, и это помогает объяснить обнаруженную Эдди связь между Н25 и паралитическим полиомиелитом. Таким образом, Н25 может быть очень важной гармоникой. Даже если не строить отдельную карту Н25, полезно обратить внимание на квинтили в карте Н5.
   Аналогичные выводы можно сделать и для карты Н49, представляющей 7х7. Но 49 значительно большее число, чем рассмотренные до сих пор, а чем больше число гармоники, тем менее точны положения планет (и еще менее точны положения куспидов домов) в карте. Поэтому не стоит строить карту Н49, если нет уверенности в точном времени рождения.
   Карта Н27 (3х3х3) представляет очень чистый тип наслаждения (блаженство или экстаз). По опыту работы с картой Н9 (в которой соединения Н27 выступают как трины) Хэмблин не считает, чтобы карта Н27 имела большую ценность для интерпретации качеств того или иного индивидуума, кроме тех редких людей, которые достигли высокого уровня наслаждения.


Библиография


  • Хемблин Д. Карты гармоник. Понимание и использование принципа гармоник в астрологических интерпретациях./ Пер. с англ. А.Е.Вольпяна. - М.: ЦАИ, 1994
  • Израитель Б., Мхитарян К. Применение голографической концепции к предсказательным методам гармонической астрологии.// Российский астрологический журнал. - 1991. - N1
  • Горшков А. Гармонические методы в астрологии личности.// Российский астрологический журнал. - 1991. - N1
  • Куталёв Д. Нумерологический анализ.// AstroComple