1 Греческое название касты жрецов, принадлежавших к племени халдеев, которые занимались астрологией и астрономией. Когда Александр Македонский находился на пути в Вавилон, он встретил «халдейских предсказателей», которые убедили его не входить в город, поскольку «они узнали по звёздам, что царская смерть должна наступить в Вавилоне». История изложена Диодором (XVII 112), Аррианом ("Анабасис" VII 16) и Плутархом ("Жизнь Александра" 73). Наиболее вероятно, что источником послужила запись очевидца. Согласно только что процитированным авторам, халдеи были жрецами Бела-Мардука и они делали также предсказания наследникам Александра Антигону и Селевку. Ещё более древним источником является Геродот (451 г. до н.э.), который упоминает группу жрецов бога Бела, которых он называет «халдеями» ("История" I 181-183). Образ жизни этих «халдеев» описывает Страбон в «Географии» (кн. 16, ч.1) следующим образом: «В Вавилонии для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются главным образом астрономией, выделено особое поселение; причем некоторые из них, не признаваемые другими, выдают себя за предсказателей судьбы. Существует также племя халдеев, и территория, занимаемая ими, находится по соседству с арабами и Персидским морем... Существует также несколько племен халдейских астрономов. Некоторых, например, называют орхенами, других - борсиппенами и другими различными именами, согласно подразделению на разные секты, которые придерживаются разных учений по одним и тем же предметам. И математики упоминают о некоторых из этих людей, как, например, о Кидене, Набуриане и Судине. Селевк из Селевкии принадлежит также к халдеям...». Так называемые халдеи Страбона все жили в Персидскую и Эллинистическую эпохи. Страбон проводит различие между «так называемыми халдеями», которые были философами и астрономами (астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Это различие правильно. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живших в этой южной области, и цари Вавилона принадлежали к их числу. Уже позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией. Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539 - 331 гг. до н.э.). Об этом мы знаем из трех источников: - Геллий сообщает в «Noctes Atticae» (XV 20), что халдеи предсказали по звёздам блистательное будущее Еврипида его отцу;
- Цицерон приводит в «De divinatione» (II,42) высказывание Евдокса: «Не должно верить халдеям и их предсказаниям судьбы человека по дню его рождения»;
- Прокл сообщает в своих «Комментариях к Тимею»: «Теофраст рассказывает нам, что его халдейские современники владели изумительной теорией. Она предсказывала каждое событие, жизнь и смерть каждого живущего человека, а не только воздействия общего характера, как, например, хорошую или плохую погоду».
Вся вторая книга сочинения Цицерона «De divinatione» посвящена халдеям и их гороскопам. Основным источником Цицерона является философ-стоик Панетий, который жил на Родосе около 140 г. до н.э. и который, единственный из стоиков, отвергал астрологию. Основные черты учения «халдеев из Вавилона» изложены у Диодора (II 30-31). Это изложение состоит из семи частей: - порядке и регулярности Космоса, о Божественном Провидении и об астрологических предсказаниях;
- о планетах и их силах;
- о неподвижных звёздах и Зодиаке;
- о влиянии планет на рождение и жизнь человека;
- о 24 важнейших звёздах вне Зодиака;
- о Луне, затмениях и о форме Земли;
- о наблюдениях, охватывающих 473 000 лет до похода Александра. Диодор указывает, что его источники содержали гораздо большую информацию.
Сохранились также другие указания об астрологических концепциях и методиках халдеев. Плутарх в сочинении «Об Исиде и Осирисе» (48) сообщает: « Халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют »богами-хранителями", две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам". Плиний сообщает ("Nat. Hist." XVIII) о том, что существовала «Парапегма халдеев». Плиний приводит 10 пунктов из этого звёздного календаря. В части 2 сочинения «Isagoge» Гемин приводит описание астрологического учения об аспектах. Гемин приписывает это учение и его приложение в гороскопии халдеев. Цензорин ("De die natali", 18, 7) считает халдейским изобретением и систему «Додекаэтерид". Исследователи отмечают ясность изложений халдейских учений античными авторами, говорящую о стройности астрологической системы халдеев. Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые халдеям, восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале эллинистической эпохи (ориентировочно между 321 и 171 гг. до н.э.). По-видимому, многие астрологические сочинения более позднего времени находились под влиянием этой основополагающей книги. |