Астрология и религии индейцев Америки

Индейцы Северной Америки

    Астрологические учения были известны в Америке ещё задолго до открытия Нового Света европейцами.
   На равнинах Северной Америки обнаружено огромное количество археологических памятников в виде каменных кругов на вершинах холмов. Наибольший возраст имеет круг в Махорвилле, Канада. Он был сооружён около 2500 г. до н.э. и является современником египетских пирамид. Некоторые из кругов, безусловно, имеют астрономический и астрологический смысл. Биг Хорн (англ. Big Horn - «Большой Рог»), один из самых важных памятников этого типа, находится на горе Медицина в штате Вайоминг (США). Потому, вероятно, каменные круги получили неожиданное название «медицинских кругов». Впрочем, всё могло быть наоборот. Европейское слово medicine у индейцев означало также «волшебство», и гора стала называться Медицина из-за колдовства каменного круга.
   Биг Хорн представляет собой большую группу камней, из которой выходят «лучи» длиной в среднем по 12 м. По концам их проведена каменная окружность. Снаружи, на конце каждого из шести лучей, насыпаны каменные груды поменьше, причём пять из них касаются окружности, а шестая, юго-западная, расположена на конце луча, выходящего за пределы круга, как «аллея» Стоунхенджа. Направление от неё на центр круга совпадает с направлением восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Ещё три направления лучей можно связать со звёздами - это восходы Альдебарана, Ригеля и Сириуса. Пункт наблюдения во всех случаях один и тот же - северо-западная груда камней, а «мушкой» служат две восточных и центральная груды.
   Ок. 1500 г. до н.э. гелиакический восходАльдебарана происходил вблизи даты летнего солнцестояния и мог быть использован в течение нескольких веков как дополнительное событие, предшествующее солнцестоянию и подтверждающее его. Две другие звезды имели гелиакические восходы в такой последовательности: Ригель через 28 дней после Альдебарана, а Сириус через 28 дней после Ригеля. Прямо какая-то магия цифр, особенно если учесть, что неполные 28 суток - это время лунного пути по всему Зодиаку.
   Можно предположить, что круги строились для календарных и ритуальных целей. «Медицинские круги» Северной Америки показывают, что для её обитателей летнее солнцестояние служило началом года.
   Более подробную картину развития в Северной Америке науки о звёздах восстановить сложно из-за отсутствия письменных источников. Определённые сведения можно получить из мифов различных индейских племён.
   Характерно, что среди племён индейцев Северной Америки широкое распространение получило представление о четырёх сторонах света, четырёх стихиях, соотносящихся с символикой цвета, различными предметами и явлениями природы. Совокупность четырёх сторон света является символом завершенности и единства мира, он тесно связан с идеей цикличности всего окружающего. Сходство этих представлений с астрологическими и натурфилософскими концепциями Старого Света просто поразительно.
 

Индейцы Южной Америки

    Среди южноамериканских мифов о происхождении небесных светил выделяются те, герои которых - Солнце и Луна. Они считаются братьями (реже - братом и сестрой) либо супружеской парой. В последнем случае Солнце - обычно мужчина. Распространён миф о любовном треугольнике между Солнцем, Луной и каким-нибудь третьим персонажем (птицей, дочерью Солнца), причём по одним версиям Луна выступает как женщина, по другим (в той же мифологии), - как мужчина. В последнем случае меньшая яркость Луны объясняется его поражением в борьбе с Солнцем. У ботокудов полная Луна - мужчина, ущербная - женщина.
   Чрезвычайно разнообразны южноамериканские мифы, объясняющие происхождение пятен на Луне. Чаще других встречается версия, по которой Луна-мужчина спускается к своей возлюбленной на земле, и та, чтобы узнать, с кем она встречается, мажет ему лицо сажей. В других случаях в пятнах видят силуэт живущего на Луне существа. У тоба Луна - мужчина с тонкой кожей, сквозь которую просвечивают внутренности. В мифе племён она Солнце бьет Луну, и у неё на теле остаются шрамы. Движение Солнца и Луны по небу рассматривается как продолжение их земного пути (у кечуа), как преследование одним светилом другого (у она). Затмение объясняют нападением на светило небесного чудовища, чаще всего ягуара (у тоба, гуарани), либо борьбой между Солнцем и Луной, в которой побеждает то одна, то другая сторона (у юнка, хиваро, ботокудов). У большинства индейских племён есть мифы о наиболее ярких звёздах и созвездиях. Особое внимание индейцев Южной Америки привлекали Плеяды и Пояс Ориона. В массе своей звёзды считаются людьми, попавшими на небо до того, как порвалась его связь с землёй, душами людей, погибших во время катастрофы (у арауканов), женщинами, спускающимися на землю, чтобы вступить в любовную связь с людьми (у тоба, каража). Особенно развита звёздная мифология у племён Чако в восточной Бразилии. Очень популярны близнечные мифы о двух братьях-героях, которые, совершив ряд подвигов, превращаются в конце повествования в Солнце, Луну или звёзды.
   У многих племён Южной Америки существует представление о верховном божестве. Иногда (гуарани, апинайе) это бог, который воспринимается как старое Солнце, в отличие от своего сына, нового Солнца.
 

Культура Каранки

    Археологические памятники, подобные североамериканским, известны и на территории Южной Америки. Так, в 40 км от столицы Эквадора Кито, в местности Кочаски, расположен комплекс из 15 усечённых пирамид различных высот и площадей. Строились они в разное время и относились, по-видимому, к культуре Каранки, которая возникла ок. 800 г. до н.э., в 700 - 1200 гг. достигла расцвета, а исчезла через два столетия. Широкие площадки на пирамидах,

вероятно, использовались для религиозных обрядов. Долгое время казались непонятными пологие пандусы, которые ведут к верхним площадкам девяти пирамид. Однако выяснилось, что они имеют определённый астрономический смысл. Все пандусы подходят к пирамидам с северо-востока, и самый большой из них достигает в длину 300 м. Расчёты показали, что в этом направлении  несколько веков назад можно было видеть восход звезды, расположенной на конце хвоста Большой Медведицы. Звезда, которую мы называем Бенетнаш, восходит последней из семи звёзд, и это означает, что весь ковш Большой Медведицы красуется на небосклоне. Наблюдающим восход на линии искусственного горизонта, образованного краем пирамиды, значительно легче зафиксировать момент появления звезды, и, самое главное, на него не влияет « угол затухания». Обычно звёзды можно различать только на высотахбольше 6-8° над горизонтом. Здесь же звезда появляется сразу на высоте 10°. Такой практически одинаковый угол наклона имеют пандусы всех пирамид. В древности гелиакический восход Бенетнаша происходил в конце октября - начале ноября, что совпадало с наступлением сезона дождей и началом сельскохозяйственного года. Сезон этот в тропической зоне, как правило, приходит внезапно и бурно, грозя застать врасплох земледельцев. Потому жителям Кочаски были так важны астрономические методы предупреждения стихии.
 

Инки

    Инки проживали в гористых районах Перу, Чили и Эквадора в XII - начале XVI вв.
   Наиболее важным объектом на небесной сфере инки считали Млечный Путь - Майя (Небесную Реку). Именно на нём, по их представлениям, расположены все более или менее значимые объекты небосвода. Небесная Река продолжалась на земле в виде Вильканоты - земной реки, текущей близ столицы инков, города Куско.
   На Млечном Пути инки выделяли не столько созвездия, сколько пятна межзвёздной пыли - угольные мешки, виднеющиеся на нём тёмными силуэтами. Эти «чёрные созвездия» носят названия животных. Поднимаясь из-за горизонта, они как бы преследуют друг друга. А вот эклиптика и связанный с ней Зодиак древнеперуанским астрологам, видимо, известны не были.
   Солнце было главным объектом поклонения инков: с ним олицетворялся верховный правитель их государства - Великий Инка.
   В древнем Куско на гребне горы стояли каменные столбы, позднее разрушенные конкистадорами. Их было 8, а может быть, даже 16. Одна половина возвышалась над западной, а другая половина - над восточной частью города. По этим столбам, ведя наблюдения из главного храма города, жрецы наблюдали точки восхода и захода Солнца в дни равноденствия и солнцестояния.
   У инков был ещё один тип «обсерваторий» - интиуатана, т.е. «место, где привязано Солнце», «солнечный причал». Интиуатаны высекались в скалах. Посреди «причала» располагался каменный столбик - гномон. По его тени можно было определить, «который час». Дважды в году (когда Солнце оказывалось в полдень точно в зените) этот столбик совсем не отбрасывал тени и мог служить своеобразным календарём.
   Кроме 12 месяцев по 30 дней в году у инков были ещё 5 (а в високосные годы - 6) заключительных дней, отводимых на праздники.
   Астролого-астрономическая система древних перуанцев служила своим создателям не хуже астрономии майя или вавилонян. Как и повсюду в древности, она определяла, например, сроки полевых работ. Время их начала и завершения указывалось жрецами с точностью до дня. А важнейших сельскохозяйственных работ здесь насчитывалось не менее 18 видов (!). Продолжались они от полутора-двух недель до двух с половиной месяцев и охватывали весь год. К сожалению, мы имеем гораздо более скудные и фрагментарные сведения об астрологии инков, нежели об астрологических концепциях Месоамерики.
 

Индейцы Месоамерики

   Месоамерикой называется территория современной Мексики и севера Центральной Америки. В эпоху предклассического периода (ок. 600 г. до н.э.) резьба по камню, сделанная ольмекскими художниками, даёт основание утверждать, что ключевые знаки месоамериканской астрологии использовались уже тогда. В классический период, явившийся временем расцвета и упадка цивилизации майя (ок. 300 - ок. 900 гг. н.э.) астрология становится советчиком и руководящим принципом в религии, войне и повседневной жизни. Древние майянские астрологи имели как высокий статус, так и реальную власть в обществе; поэтому они имели возможность разработать множество сложных методов расчёта планетарных и календарных позиций. Во время постклассического периода, когда цивилизация майя переживала упадок и в мексиканских плоскогорьях господствовали тольтеки, а позднее ацтеки, астрологическая традиция продолжалась и расцветала, хотя и не развилась до высот больших, нежели в классический период. Но испанцы, прибывшие в Месоамерику в начале XVI в., быстро положили конец более чем двухтысячелетней истории развития местной культуры.
   Несмотря на то, что испанские конкистадоры и священники с большим тщанием сжигали книги индейцев и уничтожали надписи на камне, астрологическая традиция не погибла. Со времён испанского завоевания и до нынешнего времени устная традиция сохранила некоторые из наиболее важных принципов астрологической системы древних индейцев. В своих попытках изучить местные практики для того, чтобы лучшим образом искоренить их, христианские проповедники оставили записи о древней астрологии. Современные археоастрономы, изучающие древние руины с помощью точных приборов и инструментов, обнаружили множество свидетельств того, что здесь проводилось визирование астрономических явлений через несколько точек. Это показывает важность небесных явлений для живших здесь древних людей. Астрологическая традиция в Месоамерике была центральным стержнем нескольких цивилизаций, возникших в этом регионе, и современные исследователи систематизировали сохранившиеся сведения - по крайней мере, в достаточной степени, чтобы оценить её высокий уровень сложности.
   В Месоамерике разрабатывалась не только индивидуальная, но и мунданная астрология. Она оперировала интервалами времени длительностью в 7200 дней (что близко к продолжительности цикла Юпитера-Сатурна), называемыми «катун». Катун рассматривался майя как фундаментальная единица измерения в политических и культурных вопросах. Катуны объединялись в группы по 13 и 20; 260 катунов составляли эпоху творения. Так как майя были прекрасными математиками и оставили множество дат запечатлёнными на камне, то совершенно точно известно, что текущая эпоха началась 11 августа 3113 г. до н.э. и закончится 21 декабря 2112 г. н.э. Промежуток времени в 5125 лет (260 катунов) - это почти точно одна пятая часть цикла прецессии. В индейской астрологии астрологические эры не измерялись, как в западной астрологии, 1/12 цикла прецессии и не связывались со знаками (как эра Рыб, эра Водолея и т.п.); вместо этого эры в 1/5 цикла прецессии делились таким же образом, как и цолькин, - на 20 частей по 13 и 13 частей по 20. Сейчас человечество вошло в последний катун всей эпохи творения, который начался 6 апреля 1993 г.
   Реконструкция месоамериканской астрологии ещё далека от завершения. Следует принимать во внимание, что подлинные философские и натурфилософские идеи и представления об окружающем мире у майя и других индейских народов, возможно, остались неизвестными для нас в связи с почти полным уничтожением всего их духовного наследия, особенно письменных памятников, завоевателями испанцами. В Мексике сегодня работает ряд практиков, использующих свои системы, в которых, как они полагают, достигнута чистая и совершенная форма астрологии индейцев. Во многих случаях они отвергают работу академических исследователей и не обращают внимания на натяжки в корреляции между древним доколумбовым календарём и христианским летосчислением. Однако после большого количества исследований и тщательных сравнений документов колонизаторов, устных традиций и древних надписей, консенсус видится найденным в корреляции Гудмана-Мартинеса-Томпсона, которая считает начало данной эпохи творения 11 августа 3113 г. до н.э. правильной корреляцией. Б.Скофилд указывает: «Традиция месоамериканской астрологии представляется наиболее тонкой и сложной из всех основанных на времени астрологических систем мира, и со временем она может стать большой помощью в астрологических исследованиях мирового уровня».
 

Науа

   На рубеже нашей эры на территорию Месоамерики проникают с севера кочевые племена науа. В их первоначальном пантеоне большое значение имели охотничьи божества, тесно связанные с культом небесных светил. Всю вселенную науа представляли себе состоящей из 13 небес и 9 подземных миров. Небеса различались следующим образом: 1-е - небо Луны; 2-е - звёзд; 3-е - Солнца; 4-е - планеты Венеры; 5-е - комет; 6-е - чёрное или зелёное (ночное) небо; 7-е - голубое (дневное); 8-е - небо бурь; 9-е - белое небо; 10-е - жёлтое небо; 11-е - красное небо; 12-е и 13-е - Омейокан, обиталище божества-гермафродита Ометеотля. История вселенной, по науа, прошла через определённые циклы или периоды, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел свои правителем то или иное божество и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др.
 

Майя

 

   Во II - X вв. н.э. в южной части Мексики и на территории нынешних Гватемалы, Гондураса и Белиза существовала весьма высокая и чрезвычайно своеобразная культура индейцев майя. Цивилизация майя представляла собой сеть городов-государств, большинство которых было разрушено в конце IX в. В XV I в. культура майя была уничтожена испанскими колонизаторами, которые, искореняя местную религию, сожгли практически все рукописи, содержавшие и познания, и саму историю народа. Когда в XIX в. начали открывать развалины городов майя, были обнаружены и остатки колоссальных храмов-обсерваторий. Один из наиболее знаменитых городов майя, основанный в VIII в., Чичен-Ица (на севере Юкатана) представлял собой развалины уже ко времени испанцев. Но остатки его грандиозных культовых и астрономических сооружений ( включая обсерваторию «Караколь») и сейчас поражают исследователей.
   В найденных пока всего четырёх рукописях (т.наз. кодексах) майя были обнаружены и восходящие к разным эпохам до н.э. сведения об астрономических, космогонических и космологических знаниях и представлениях этого народа. Некоторая сумбурность сохранившихся астрономо-астрологических сведений может быть объяснена тем, что уцелевшие рукописи неполны, а главное, это в основном упрощённые сельские жреческие «справочники». Ряд текстов обнаружен также на каменных плитах-стелах.
  

Храм  

К глубокой древности восходит поклонение майя, инков, ацтеков Солнцу и Луне. Жрецы на своих обсерваториях - площадках, располагавшихся на плоских вершинах грандиозных, в десятки метров высотой, ступенчатых пирамид, вели систематическое слежение за небом, полагая, что все явления на Земле и в государстве определяются его законами.
   Особое внимание уделялось затмениям и перемещению подвижных светил - планет, которым приписывалось большое влияние на жизнь и дела людей и государства в целом. Жрецы майя по небесным светилам предсказывали счастливые или несчастливые дни для тех или иных действий не для отдельных лиц, а для определённых общественных слоёв или возрастных групп населения.
   В результате систематических наблюдений жрецы-астрологи майя с довольно большой точностью определили синодические периоды всех известных планет. Особое внимание уделялось наблюдениям «Большой звезды» - Венеры (главным образом, в астрологических целях). Помимо Венеры, особенно сильное влияние на людей, по представлениям майя, оказывали Луна и падающие звёзды.

Пирамида  Изображение


   У майя была принята 20-ричная система счёта, что отразилось и на структуре календаря. Другим, помимо 20, основным числом в астрономии и астрологии майя было число 13. Область неба, по которой среди звёзд проходило в течение года Солнце, майя разделили на 13 участков-созвездий ("Зодиак"): 1. - ?, 2. - ?, 3. Летучая мышь; 4. Лягушка; 5. Попугай; 6. Змей с хоботом; 7. Сова; 8. Скорпион; 9. Черепаха; 10. Гремучая змея; 11. - ?, 12. Ягуар; 13. Обезьяна.
   Астрономическая основа классического календаря майя была непростой. Во-первых, это был солнечный тропический год (хааб). Он составлялся из 18 месяцев по 20 дней (360 дней), к которым прибавляли 5 лишних дней без названия для «смены власти основных богов». Майя знали о расхождении 365-дневного календарного года с истинным солнечным, для учёта чего вводили систему вставок дополнительных дней. Эта система давала длину года всего на 20 секунд меньше истинной (ошибка нашего григорианского календаря в полтора раза больше). Согласно исследованиям В.И.Кожанчикова, в календаре майя учитывались и синодические периоды движения всех пяти планет.


   Кроме того, в астрологических целях майя использовали «короткий год» из 260 дней, основанный на уже упомянутых ключевых числах 13 и 20. Этот 260-дневный цикл ("цолькин"), составляющий уникальную особенность месоамериканской астрологии, сформировался к 200 г. до н.э. Существует несколько объяснений, почему был выделен именно такой цикл.
   Во-первых, средний промежуток времени между зачатием и рождением человека составляет 266 дней, и женщины майя по сей день связывают цолькин с периодом беременности. Во-вторых, существует по крайней мере четыре небесных события, связанных с 260-дневным циклом:
   1. средний интервал времени между появлениями Венеры в качестве утренней или вечерней звезды составляет 263 дня;
   2. средний синодический период обращения Марса равен 780 дням, т.е. ровно трём «коротким годам»;
   3. средний промежуток времени между двумя последовательными половинами сезона затмений в 173.5 дня относится к цолькину как 3:2;
   4. небесный ритм, имеющий смысл только в тропических широтах, связан с промежутками времени, в течение которых полуденное Солнце в своей высшей точке находится на севере и на юге. Эти промежутки изменяются с широтой, однако на параллели 14.5° с.ш., что близко к положению великого майянского города Копан и доклассического города Исапа, годичный цикл чётко подразделяется таким образом на 105- и 260-дневный периоды.
  

Жрец-астроном

За начало своего летосчисления майя принимали мифическую расчётную дату - 5 041 738 г. до н.э. Но свою хронологию они вели (в европейском счёте) с 3113 г. до н.э. Немалой загадкой является то, что майя в свою систему летосчисления вводили периоды, охватывающие колоссальные промежутки времени. У майя существовала целая иерархия периодов. Начиная с 1 кина (1 день) шли кратные 20 (за единственным исключением) периоды: виналь = 1 кин х 20; тун = 1 виналь х 18 = 360 кинов; к'атун = 20 тунов (ок. 20 лет); бактун = 20 к'атунов; пиктун = 20 бактунов... алав'тун = 64 млн. лет! Кратность 20 нарушена один раз, для согласования счёта с реальным солнечным годом. Для чего вводились эти периоды и как рассчитывали майя нулевую дату своего летосчисления, остаётся пока неизвестным. Этот интерес цивилизации майя к особо большим числам и эпохам сближает их с натурфилософами Древней Индии.
   Т.о., майя применяли две календарные системы: длинный год, применявшийся в гражданской жизни, и короткий год из 260 дней, связанный с астрологией и религиозными обрядами. Длинный год делился на два вида. Год в 360 дней ("тун") применялся для особых целей, в быту же майя пользовались годом в 365 дней ("хааб"), состоявшим из 18 месяцев по 20 дней. Пять остальных дней ("дни без имени") помещались в конце года. Они считались роковыми. В коротким 260-дневном году ("цолькин") было 13 месяцев по 20 дней с неделями по 13 дней. Дни недели обозначались числами с 1 по 13. Существовала также 9-дневная неделя. Годы объединялись в циклы: 4-летний (в нём повторялись названия дней и числа месяцев) и 52-летний (комбинация хааба и цолькина, 365 х 52 = 260 х 73 = 18 980).
   Согласно представлениям майя, вселенная, так же как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. За нижним «небом Луны» (богини Луны) следовало «небо звёзд и бога Земли», затем «небо Солнца и богини воды», а после него «небо Венеры и бога Солнца». Ещё выше располагалось «небо комет и богини любви». Шестое небо - «чёрное небо ночи и бога смерти», седьмое - «голубое небо дня и бога кукурузы». Над ним «небо бурь и бога дождя», а затем «белое небо бога ветров», «жёлтое небо Ум-цек» (т.е. бога смерти) и «красное небо жертвоприношений». Предпоследнее небо было отдано богу зерна, а последнее, тринадцатое, связывалось с богом в виде Совы и в некоторых рукописях расшифровывается как принадлежащее тому, «кто владеет небом». В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели, враждовали с другой группой богов - владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит мировое древо, пронизывающее все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света, - четыре других: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Каждая цветная троица правила годом.
 

Ацтеки

   У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиудолжна закончиться страшными катаклизмами.
  

Ацтекское

Каждые 52 года вселенная подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо значительными обрядами. Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении на четыре части света и центр. Над центром господствовал бог огня Шиутекутли. Восток считался страной изобилия и был посвящён Тлалоку и богу туч и звёзд Мишкоатлю. Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла. Запад имел благоприятное значение, т.к. служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кецалькоатля. Наконец, север был подвластен богу смерти Миктлантекутли. Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определённый бог) и на 9 преисподних. Ко времени испанского завоевания в пантеоне ацтеков существовала особая группа богов звёзд и планет: Тонатиу, бог Луны - Мецтли, Мишкоатль, бог планеты Венера - Тлауискальпантекутли, звёздных богов севера - Сенцон-Мимишкоа и др.
   Ацтеки придавали особое внимание культу планеты Венера, связанную Кецалькоатлем. Одновременно утренняя звезда и вечернее светило, Венера, была символом жизни и смерти. Ацтекские астрологи установили, что 8 годичных циклов Венеры соответствуют 5 солнечным годам. Каждые 65 солнечных лет (т.е. 104 периода Венеры) 13-летний и 5-летний циклы совпадают, и это придаёт особую важность 65-летнему циклу.
   Брюс Скофилд отмечает, что астрология индейцев Месоамерики придавала интервалам времени такое же значение, какое в западной астрологии придаётся участкам пространства. Западный Зодиак, аспекты, дома - это всё пространственные элементы. В месоамериканской системе интервалы времени, с сутками как основной единицей, имели такое же назначение.
   Имеется 20 ключевых знаков, которые перемещаются в чёткой последовательности, управляя интервалами времени длительностью в 1 или 13 суток. 12 зодиакальных знаков западной астрологии соответствуют месоамериканским деканам, набору знаков внутри знаков. Подобно Зодиаку, 20 ключевых знаков индейской астрологии архетипически описывают эволюционную последовательность. Небесные события и рождения людей интерпретировались согласно символизму интервалов времени, в которых они произошли.
   20 знаков месоамериканской астрологии объединены в пять групп по 4 знака. Важную роль в оценке знака играет его связь с определённой стороной света:

ВОСТОКСЕВЕРЗАПАДЮГ
1.  Крокодил 2.  Ветер 3.  Дом 4.  Ящерица
5.  Змея 6.  Смерть 7.  Олень 8.  Кролик
9. Вода 10. Собака 11. Обезьяна 12. Трава
13.Тростник 1.   Оцелот 2.  Орёл 3.  Гриф
4.  Движение 5.  Нож 6.  Дождь 7.  Цветок

Каждый из этих знаков, называвшихся у ацтеков «тоналли», управляет одним днём в порядке, показанном выше (слева направо). Через 20 дней цикл таких «суточных знаков» повторяется. Каждые сутки имеют также свой номер - от 1 до 13, этот цикл идёт одновременно с 20-дневным (1- Крокодил, 2 - Ветер... 13 - Тростник, 1 - Оцелот... 7 - Цветок, 8 - Крокодил и т.д.). Знак, имеющий номер 1, считается управителем всей 13-дневки. 20 циклов этих тринадцати чисел, совпадающих с 13 циклами двадцати суточных знаков, образуют 260-дневный календарно-астрологический цикл, который у майя назывался «цолькин», а у ацтеков - «тональпоухалли». Т.о., в 260-дневном цикле каждый день связан с суточным знаком и при этом входят в 13-дневный знак. Каждая из 20 групп по 13 дней начиналась с числа 1 и нового имени. В зависимости от первого дня каждая группа была благоприятной, неблагоприятной или нейтральной. Т.о., в цикле было 260 различных сочетаний. Числа, содержащие семёрку, а также 10 и более, считались благоприятными, а девятка предвещала несчастья.
   Суточный знак и 13-дневный знак являются фундаментальными понятиями индейской астрологии и дают ключ к пониманию личности и к анализу небесных событий. В представлении ацтеков знак рождения каждого из людей предопределял всю его судьбу, а также его путь в иной мир. Роль астрологов была огромна, ведь никто не решался предпринять что-то важное, предварительно не посовещавшись и не получив одобрения одного из специалистов, которые одновременно выполняли роль учёных, психологов и жрецов.
   Приведу несколько примеров. Рождённые в 1-й день Оцелота больше других подвержены риску попасть в плен и умереть на чужбине; во 2-й день Кролика - предаться пьянству; 4-й день Собаки сулит новорождённому богатство. Восток был символом плодородия, а Север - наоборот, бесплодия, Запад связывали с увяданием и смертью, у Юга отчётливо выраженных особенностей не было.

Название дня Предсказание для родившегося в этот день
Майя Ацтеки
Имиш (семена или мировое древо) Крокодил Бесчестный, похотливый грешник, самый скверный человек, нерешительный, сомневающийся
Ик' (ветер) Ветер Очень похотливый, бесчестный человек, плоха его судьба
Ак'баль (тьма) Дом Жалкий плебей без будущего, бедный, охотник
К'ан (игуана) Ящерица Мастер на все руки, богатый, мудрый
Чикчан (облачный змей) Змея Огненная душа, убийца, плохая судьба
Кими (гибель) Смерть Очень плохая судьба, убийца
Маник' (поедание) Олень Кровавы его когти, очень плохой
Ламат (сияющая звезда) Кролик Назойливый, пьяница, бесчестный болтун, сеятель раздоров
Мулук (вода) Вода Из огня его душа, плоха его судьба
Ок (собака) Собака Безрассудный, бестолковый, сеятель раздоров, прелюбодей
Чуэн (мастер-ремесленник) Обезьяна Искусный плотник и ткач, мастер на все руки, богатая жизнь, удача в делах, рассудительность
Эб (туман) Трава Богатый, его богатство - община, щедрый, не вздорный, очень хороший человек
Бен (побеги сорняка) Тростник Жалкий, бедный, плебей
Иш (ягуар) Оцелот Храбрый ягуар, кровавы его рот и когти, пожиратель мяса, убийца
Мен (работа) Орёл Мастер на все руки, очень хороший, заговорит скоро
Киб (клевать) Гриф Вор, характер охотника, храбрый, также убийца, плохая судьба, плохой
Кабан (землетрясение) Движение Мудрый и благоразумный торговец, пускатель крови и знахарь, хороший, рассудительный
Эсанаб (кремниевый нож) Нож Знахарь и пускатель крови, здоровый, храбрый
Кавак (ненастье) Дождь Благородный, очень мечтательный
Ахау (владыка) Цветок Богатый, благоразумный, храбрый, хороший

   

Каждая 13-дневка также имеет своё астрологическое значение, определяемое по первому дню этого периода:


  
Крокодил (1. Крокодил - 13. Тростник). У него не бывает конфликта между любовью и работой. Смельчак, но идёт к цели с холодной головой. Приносит счастье окружающим. Личное благополучие для него дорого. Излучает оптимизм и великодушие. Трогательно заботится о партнёре, иногда обожествляя его. Женщины - привлекательные существа,женственны, сочетают работу и семейную жизнь. Рядом с ними мужчина отдыхает от повседневности. Она хозяйка дома, склонна к работе в коллективе, имеет много друзей. Люди этого знака - все удачники, умеют обращаться с деньгами.
  
Оцелот (1. Оцелот - 13. Смерть). Охотник, для него нет запрета. Изворотлив, природа наделила его многими способностями, с которыми другой бы достиг многого. Он ищет только своего счастья, удовольствия, не знает угрызений совести. Не любит всяческие обязанности как в любви, так и в работе. Это вольные, беззаботные натуры, которые всегда играют с любовью. Их обожают, они охотно испытывают себя в искусствах, часто с переменным успехом. Точность и аккуратность не являются их сильной стороной. Умеют, однако, скользить по жизни.
  
Олень (1. Олень - 13. Дождь). Рога вам не грозят. Эти люди прут на стенку с умом, так как не терпят препятствий. Очень горды. За их темпераментом кроется робкая натура, страх перед обрывом счастья. Ревнивы, влюбляются стремительно и крепко. Ищут такой тип, который им будет поклоняться. Умеют обласкать партнёра. Счастливы в жизни. Им всегда нужен человек, готовый к услугам.
   Цветок (1. Цветок - 13. Трава). Эти люди - прирождённые художественные натуры: музыканты, писатели, специалисты в своём деле. У них весёлый нрав, они счастливы и довольны, даже если нет на то особых причин. Опасно их легкомыслие. Иногда заносчивы и могут оскорбить, обидеть. Выставляют свои заслуги, которые, правда, явны. Если что-то не удаётся сразу, то отступают. Поэтому они или вверху или внизу, но не посередине. Женщины жизнерадостны, любят танцевать, наслаждаться жизнью. Любят одеваться и умеют носить одежду со вкусом. Дельная и верная жена, если найдёт подходящего партнёра. 
   Тростник (1. Тростник - 13. Змея). Знак, связанный с ветром. Люди этого знака - вспыльчивые, горячие натуры, внутренне обеспокоены, непостоянны и рассеянны. Они не могут где-то пустить корни. Авантюристы, открыватели, любят путешествия. Крупные ораторы, адвокаты. Любят громкие слова, с ними надо быть осмотрительным, потому что они созданы быть смутьянами и шпионами. Богатство не сыплется на них, но они умеют держаться на воде, иногда за счёт других. Тяжёлый партнёр, хотя может нравиться.
   Смерть (1. Смерть - 13. Нож). Рождённый под этим знаком - баловень судьбы. Жизнь в изобилии. Духовные и материальные богатства, уважение, почёт, но его боятся. Хотя он гостеприимный человек, который любит устраивать пирушки, но дарит свою милость и немилость по настроению. Опасно иметь в нём врага. Верность не сильная его сторона. Друзей мало, он капризен, властолюбив. Из несчастья может извлечь пользу. Должен заботиться о свём хрупком здоровье.
   Дождь (1. Дождь - 13. Обезьяна). Его дни находятся под влиянием грозных богинь - женщин, которые относятся к человеку завистливо. Человек этого знака должен быть изворотливым, чтобы завоевать место под солнцем. Он занимается магическими силами, волшебством, колдовством. Мужчины - бедовые парни, соблазнители, ищут только удовольствий. Женщины - беззаботные, непостоянные, ищут удовольствия и находят их. Они способны к коммерции, так как помимо хитрости имеют потрясающую устойчивость. Опасайтесь их языка , за это им не симпатизируют, но иногда уважают.
   Трава (1. Трава - 13. Ящерица). Ошибочно считают себя неудачниками. Нежные, ласковые, но иногда своей привязанностью душат. Мужчина - надёжный мастеровой "с двумя правыми руками". Женщина - знает много ремёсел, любит детей и жертвует собой ради них. Склонна к пессимизму. Моё и твоё - эти два понятия они не разделяют. Так, они как сороки собирают те сокровища, что им не принадлежат, чтобы радоваться им. Трения с соседями и друзьями.
   Змея (1. Змея - 13. Движение). Знак хороших матерей. Знает, как хорошо подойти к жизни с лёгкой стороны. Забывает часто о долге и обязанности. Ей благоприятствует судьба; карьера - по восходящей к благополучию. Поразительно ленива, может пасть; если это случится, то попадает на надёжное место, и дела пойдут лучше прежнего. Из состояния покоя не выведут даже долги, вина. Ценит чревоугодие, компанию. У неё много друзей, везде ей ради, она весельчак. В юности причиняет много забот, болеет, непослушна. Женщина-Змея ценится как умная сотрудница. В роли жены она надёжный товарищ, как мать выше других. Её роды лёгкие, она и здесь счастливчик.
   Нож (1. Нож - 13. Собака). Это счастливчики с большими способностями. Основные свойства - сила и проницательность. Большая физическая сила, работоспособность. Любят работать и поесть. Могут быть ведущими спортсменами. В любви чувство не является сильнейшей стороной, зато они сильны и изобретательны, плохо находят подход к партнёру. Умеют руководить. Человек этого знака - не средство для механической тяги. Сочетание жизненности с умом. Он прямолинеен и прост. В своей позиции неподкупен, его советы ценны. Нервы как стальной канат. Иногда педантичен. Всегда искренен и порядочен, баловень судьбы, которому всё удаётся.
   Обезьяна (1. Обезьяна - 13. Дом). Беззаботна, весела, легкомысленна. Если надо затратить труд для достижения богатства, она не будет к нему стремиться, так как боится регулярной работы. Её мечта в профессии: танцор, музыкант, певец. Любимое занятие - игра, мечта. Любит кокетство, но на неё невозможно обижаться. Верит сама в воздушные замки, которые сама и сломает. Любит детей, так как сама имеет много детской беззаботности. Людей этого знака любят в обществе. Они приносят хорошее настроение, но в принципе предрасположены к меланхолии. Много заботятся о здоровье. Но за это им не надо опасаться.
   Ящерица (1. Ящерица - 13. Гриф). Она - лучший партнёр. Связана с природой и физически очень ловка. Ненавидит бездеятельность и неподвижность. Всегда на свежем воздухе, поэтому у неё крепкое здоровье. Это садовники, лесники, крестьяне, т.е. "землепашцы" - крепко стоят на земле. Надёжно, с чувством долга исполняет свою работу. Даже лучше, чем требуется, легко переносит потери и поражения. В супружестве надёжна, даёт поддержку. С ней вы в безопасности, она владеет своими нервами. У неё всё идёт хорошо.
   Движение (1. Движение - 13. Вода). Любящий человек, не знает скуки, постоянно деятелен, его одолевают идеи и мысли. Энергичен. Не очень удобный партнёр в браке. Она - красивая, породистая женщина, её чувственное излучение без остатка разрушает мир мужчины. Он - беспощадный сорвиголова, знает свою силу. Всё, что они предпринимают, превращается вскоре в дым. Непостоянны, переменчивы, но могут войти в положение партнёра. Не любой ценой, но по-своему верны. После долгих поисков находят себе постоянного партнёра.
   Собака (1. Собака - 13. Ветер). Его любовь требует жертвы. Счастье падает неожиданно. Не ждёт чуда, не полагается на случай и уж тем более в любви. Умеет бороться за счастье, но делает это не как игрок, а как труженик. Умеет делать крупные дела, вести за собой. Создан быть режиссёром, дирижёром. У него чутьё к существенному, нужному. Верен и надёжен, если его жизнь не превратить в ад. Почти идеальный партнёр в супружестве, но "повенчан" крепко со своей профессией, поэтому может потерять партнёра. Понять его не очень легко. Чтобы его любить, нужно кое-чем жертвовать, что он, правда, щедро и великодушно оплатит. То, что дарят ему, возвращается сторицей назад.
   Дом (1. Дом - 13. Орёл). В любви человек этого знака не домашний. По природе игрок. Склонность к пессимизму, иногда есть на то причина. Играют страстно, в худшем случае рискуют всем, что имеют. Женщины общительны, разговорчивы, любят изливать сердце, ждут новых приключений. Любят страстно и жертвуют в любви всем. Нужна в партнёре твёрдая рука, которая поведёт людей, рождённых под этим знаком.
   Гриф (1. Гриф - 13. Кролик). Любят спокойную жизнь, верны. Обеспечена долгая жизнь. Дети сначала болеют, но живут долго. Не бегут за счастьем. Рассудительны, прирождённые учёные. Из любви делают проблему. Хотят обладать партнёром не только физически, но и его мыслями, хотя сами не любят, когда к ним лезут в душу. Очень верны, домашние, приветливые, но неразговорчивые, бережливые, но бывают щедрыми.
   Вода (1. Вода - 13. Крокодил). Любят в супружестве сюрпризы. Богиня (вода) очень изменчива, она каждый момент показывает новое лицо. Люди этого знака ни добрые, ни злые, ни бедные, ни богатые. Они часто находятся в противоречии с самими собой. Это нелёгкий партнёр, но чаще приносит приятные сюрпризы. Ими легко управлять, нельзя открыто их обижать. Они нежны и ласковы. За счастье должны бороться. От них много требуют, особенно в молодые годы, но зато потом им бывает легче. Они вправе пожинать плоды своих трудов.
   Ветер (1. Ветер - 13. Оцелот). Эти люди выступают за ясные отношения. Не очень дипломатичны. Ценят открытое, прямое слово. Там, где они находятся, создаются ясные отношения, но они достигаются неделикатным способом. Всё продумывают, натура революционера. Умеют увлечь, воодушевить, а иногда заморочить. В любви завоёвывают сразу. Хотят всё или ничего. От партнёра ждут интенсивного участия. Духовное для них важнее секса. Трудный, но великодушный человек.
   Орёл (1. Орёл - 13. Олень). Требователен в любви. Одиночка, трудно даются контакты, эгоистичен, высокомерен. Превосходит многих по уму, мало кто может быть на его уровне. Придаёт большое значение своей внешности, ухаживает за собой. В любви требователен и избирателен. Нелегко идёт на связь. Партнёр для него - украшение его персоны. Умеет истолковывать всё в свою пользу. Не возится с мелочами. Бывает гурманом. Ловец счастья.
   Кролик (1. Кролик - 13. Цветок). Бескорыстны и самоотверженны, прирождённые крестьяне и воспитатели. Думают о других, часто забывая о себе, хотя будущее планируют с холодной головой и деловито. Любят детей. Дают советы. В любви - не активный партнёр, а уступающий, равно как мужчина, так и женщина. Они играют вторую роль добровольно. В работе тоже в тени, не любят свет рампы. В тяжёлые минуты обращаются к искусству, которое для них значит больше, чем деньги, от которых они часто отказываются. Им нужен реалистически мыслящий партнёр, понимающий их.



   Север связан с богом Солнца. Это беспокойство, волнение, смятение, тревога, воинствующий дух, задор и необузданный темперамент.
   Восток связан с богом ветра. У ацтеков он символизирует прогресс, изобретения и открытия, он благоприятен для поэтов, учёных, но также и для любовников.
   Юг связан с богом звёзд. Не всё удаётся сразу, но всё-таки удаётся. В этот период не бывает бурь, но бывают притяжения и спады.
   Запад связан с богом дождя. Его годы плодородны и обильны. Рождённому под его покровительством соответствует успех и здоровье. У него есть богатство и изобилие. 

  • 1, 3, 7 - очень хорошо, эти числа сильные, т.е. устраняют всё нехорошее из гороскопа.
  • 10, 11, 12, 13 - смягчают все плохие предзнаменования и усиливают хорошие.
  • 4, 5, 6 - ухудшают хорошее, а менее хорошее ещё более ухудшают.
  • 2, 8, 9 - сглаживают всё, что стоит в гороскопе. Они ослабляют и хорошее, и плохое.

   В то время как очень большая часть соответствий, принятых в астрологии майя, утеряна, сохранились данные об астрологии ацтеков. Каждый из 20 знаков считался находящимся под управлением особого божества ацтекского пантеона. Знание ацтекских богов и богинь является решающим для понимания того, что эти знаки символизируют (так же, как понимание знаков Зодиака требует знания планетных управителей).
   У ацтеков был также солнечный календарь (ксихиуитль), в котором было 365 дней: 360 дней составляли 18 месяцев по 20 дней, а пять дополнительных дней считались несчастливыми. Каждый четвёртый год был високосным. Каждый год назывался по имени своего первого дня: год Тростника, год Ножа, год Дома, год Кролика. Год Тростника всегда считался приносящим несчастье. Таким был, например, 1519-й год, когда произошло вторжение испанцев.
   Несколько книг, сохранившихся после испанского завоевания, намекают на то, что существовал целый комплекс символических знаний, который использовался жрецами и астрологами. По этим книгам можно предсказывать затмения и соединения планет, а также определять знаки, в которых они должны произойти. Предсказания эффектов различных комбинаций могут быть продлены в будущее с релевантной математической точностью.


Библиография


  • Д.Куталев Новая астрологическая энциклопедия
  • Джонсон К. Мудрость ягуара. Календарная магия майя./ Пер. с англ. И.Митрофановой. - Киев: София, 1998
  • Scofield B., Cordova A. The Aztec Circle of Destiny. - Saint Paul, Minnesota: Llewellyn Publications, 1988
  • Scofield B. Days-Signs: Native American Astrology from Mexico. - Amherst, Massachusetts: One Reed Publications, 1991
  • Archaeoastronomy in Pre-Columbian America./ Edited by A.F.Aveni. - Austin; London: University of Texas Press, 1975
  • Native American Astronomy. - London, 1977
  • Аргуэльес Х. Фактор майя: Внетехнологический путь./ Пер. с англ. А.Шашкина. - Томск: Зодиак, 1994
  • Николов Н., Харалампиев В. Звездочёты древности./ Пер. с болг. Е.А.Колотилова под ред. П.В.Щеглова - М.: Мир, 1991
  • Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры./ Пер. с англ. Д.Пальца. - Киев: София, 1998
  • Мифы народов мира
  • Еремеева А., Цицин Ф. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира)
  • Scofield B. Mesoamerican Astrology.// Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia
  • Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь
  • Объе К. Астрологический словарь
  • Гороскоп древних ацтеков.// О чём говорит год рождения. Восточные гороскопы
  • Куликов С. Нить времён
  • Галич М. История доколумбовых цивилизаций / Пер. с исп. Г.Г.Ершовой и М.М.Гурвица - М.: Мысль, 1990
  • Астрономия: Энциклопедия для детей./ Гл. ред. М.Аксёнова

Сайты


  • http://religiocivilis.ru/rihc/history-of-religions/religii-narodov-ameriki.html
  • http://godsbay.ru/calendar.html
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Календарь_майя
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Календарь_инков
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Ацтекский_календарь