Астрология называется на санскрите «Джъётиша», или «Господин света» (Jyotisha, от jyoti - «свет» и Isha - «Господь», «Бог»). Она делится на три части (сканды): ганита (астрономические основы астрологии), самхита (астрология предзнаменований) и хора (гороскопная астрология). По другой классификации, Джъётиша состоит из шести ветвей:
- Гола - сферическая астрономия и непосредственные наблюдения за небом;
- Ганита - астрономические и астрологические вычисления;
- Джатака - натальная астрология (астрология рождения);
- Прашна - хорарная (вопросная) астрология;
- Мухурта - элективная астрология (астрология выбора);
- Нимитта - интерпретация предзнаменований.
Кроме того, индийские астрологи часто привлекают в своей работе нумерологию, физиогномику и хирологию. Все приведённые выше части астрологии неразрывно связаны. Особой тщательности от астролога всегда требовали наблюдения и расчёты (гола и ганита), составлявшие основу всех остальных ветвей. По словам Варахамихиры, «ошибка в ганите - такой же ужасный грех, как и убийство жреца». Астрология глубоко проникла в культуру индийцев. Так, если говорить о приложении астрологии в обыденной жизни, следует отметить разработку индийскими астрологами специфического вида военной астрологии. К числу наиболее важных в индийской астрологии столетиями относился свадебный гороскоп. Основной идеей здесь является предположение, что благоприятный момент свадьбы может исключить раннее вдовство, а это в условиях существовавшего обычая самосожжения овдовевших женщин было немаловажно. Менструальный гороскоп также играл большую роль в традиционных браках, потому что девушка считалась достаточно взрослой для брака после того, как у неё начинались менструации. Время начала менструаций играло роль момента рождения и было неизбежностью в судьбе, а семейную жизнь можно было варьировать путем выбора благоприятного времени для вступления в брак. Интенсивно развивалась и методика, которая на основе опроса выясняет вид и место прежней жизни. В связи с особым отношением индийцев к смерти большую роль играла разработка гороскопа смерти, которая соотносилась с концепцией реинкарнации. Активно применялась астрология и в медицине. Аюрведа - древнеиндийское искусство врачевания - утверждает, что без знания астрологии эффективное лечение невозможно. Доктор Чарак, выдающийся специалист по аюрведе, в своём труде «Чарак-самхита» писал, что «информация о движении Луны, созвездий и изменении астрологических факторов чрезвычайно важна для выбора правильного лекарства и метода его применения». |
Пять школ
|
Индийская астрология, хотя и может рассматриваться как единое целое, тем не менее неоднородна. Разные астрологи используют различные методики, придерживаются неодинаковых взглядов на работоспособность тех или иных астрологических техник. В итоге сформировалось несколько школ Джъётиши. Обычно выделяют пять таких школ или систем: Парашара,Нади, Джаймини, Таджика и тантрическая. Наиболее популярная система называется по имени её легендарного основателя - Парашара. Фундаментом этой системы является трактат «Хора-шастра», приписываемый Парашаре. В дошедшем до нас виде данный трактат состоит из 97 глав и содержит свыше 2 тысяч стихов, посвящённых натальной астрологии. Традиция датировала время жизни Парашары приблизительно 3000 г. до н.э. Однако современные исследования показывают, что «Хора-шастра» написана ориентировочно во второй половине VII в. н.э. Наиболее известным астрологом, развивающим концепции данной школы, был Варахамихира (VI в.). Таким, образом, выяснилось, что на самом деле «Хора-шастра» продолжает идеи Варахамихиры, а не наоборот, как считалось ранее. Концепции Варахамихиры, в свою очередь, базировались на вавилонской астрологии предзнаменований, адаптированной для индийских реалий в «Гарга-самхите» (I в.), и на «яванаджатаке» (эллинистической гороскопной астрологии, как её понимали индийские астрологи II - V вв.). Время возникновения системы Нади неизвестно. Б.В.Раман считает создателем этой системы Сатью (Сатьяхару; III в.), автора работы «Друва Нади». В данной системе астролог имеет дело с обширными коллекциями (обычно записанных на пальмовых листьях) астрологических показателей, которым дана соответствующая интерпретация. В «Друва Нади» паттерны судьбы связаны с Нади-амшами, секторами Зодиака в 12' дуги. Другими наиболее известными собраниями являются «Бхригу Нади», «Парашара Нади», «Шука Нади» и «Чандра Нади». Обычно они содержат четыре части: бхава пхала (в ней речь идёт о карьере, браке, детях, здоровье, финансах данного человека), йога кханда (конкретные предсказания - обычно в политической, социальной или научной сфере, - основанные на комбинациях планет в гороскопе), карма кханда (о событиях в предыдущем воплощении, которые явились причиной негативных явлений в этой жизни) и шанти кханда (что необходимо делать для того, чтобы ослабить или вовсе свести на нет неблагоприятные последствия проступков, совершённых в прошлой жизни). Техники системы Нади хранятся в тайне, они передаются от отца к сыну, являясь семейным достоянием посвящённых.
Школа Джаймини получила своё название по имени мифического ведийского мудреца, которого некоторые считали автором «Джаймини-сутры» ("Упадеша-сутры") - произведения, составляющего фундамент данной системы. Школа Джаймини возникла, видимо, как ответвление от системы Парашара (у них совпадает ряд базовых положений). Однако влияние эллинистических традиций в данной школе гораздо ощутимее, чем в индийской астрологии в целом. Самый ранний манускрипт «Джаймини-сутры» датируется 1736 г., а самый ранний комментарий к ней - 1754 г. Поэтому, несмотря на соотнесение данной системы с легендарным мудрецом древности, нет оснований датировать её возникновение ранее чем рубежом XVIII в. Возможно, именно из-за того, что школа «Джаймини» сформировалась достаточно поздно, она не получила особой популярности среди весьма консервативного большинства индийских астрологов. Сторонники этой школы работают в основном в Южной Индии. Ещё одна система называется Таджика (букв. «арабский» или «персидский»). В её основу легли исламские астрологические техники, которые стали известны в Индии, начиная с XIII в. Эта система получила окончательное оформление в конце XVI в., в сочинении Нилакантхи «Таджиканилакантхи» (1587). Нилакантха сумел привить на индийскую почву методики современной ему европейской и мусульманской астрологии (в частности, он ввёл использование точных мажорных аспектов, методы солнечных революций и прогрессий). В наши дни этой системы придерживаются некоторые астрологи Северной Индии. И, наконец, пятая школа индийской астрологии - тантрическая. Это мистическое и интуитивное направление астрологии, связанное с магическими практиками, интерпретацией сновидений, ясновидением, астральными путешествиями и т.п. |
Основные особенности
|
Хотя традиции индийской и европейской астрологии имеют общий основной источник (астрологические концепции эллинизма), они имеют ряд существенных отличий. Перечислим основные особенности традиционной индийской астрологии:
- Если одна из главных задач европейской астрологии - преодоление «рока судьбы», т.е. превращение негативных тенденций, заложенных в гороскопе, в позитивные (см. Гуманистическая астрология ), то индийская астрология более фаталистична: в ней считается, что гороскоп содержит информацию о карме человека, которую нужно со смирением принимать.
- Индийская астрология работает с сидерическим Зодиаком (поэтому при расчётах координат следует учитывать поправку на айанамшу ).
- В индийской астрологии не учитываются высшие планеты (Уран, Нептун, Плутон). Обычно используются только планеты септенера и Лунные Узлы (Раху и Кету); в ряде методик учитываются также фиктивные планеты (Гулика, Манди, Анью, Дхума, Индрадхану, Паривеша).
- В индийской астрологии обычно используются только системы равных домов (наиболее часто - система Знак - Дом ).
- Дома в индийской астрологии могут откладываться не только от знака Асцендента, но и от зодиакального знака любого сигнификатора (чаще всего - Луны). Дома III, V, IX, XI целиком благоприятны для вопросов, связанных с этим сигнификатором; дома VI, VIII, XII целиком неблагоприятны; дома I, II, IV, VII и X оцениваются в соответствии с планетами, расположенными в этих домах. Все планеты в X, XI, XII, II, III, IV домах, считая от сигнификатора, являются благоприятными, как и гармоничные планеты в I доме. Все остальные планеты неблагоприятны.
- Система эссенциальных достоинств и слабостей планет в индийской астрологии отличается от западной: здесь не учитывается изгнание планет, но выделяется особое достоинство мулатрикона, которому нет точных аналогий в европейской традиции.
- В индийской астрологии используется сложная система оценки силы планет. Т.наз. метод «шадбала» требует анализа шести источников силы и слабости планет по определённой системе афетики и определения общей итоговой суммы баллов (т.наз. Shadbala Pinda).
- В индийской астрологии не используются дуговые аспекты как их понимает западная астрология. Аспекты (т.наз. дришти) измеряются не непосредственно между самими планетами, а рассчитываются по эклиптике между знаками/домами, в которых эти планеты находятся. Считается, что дришти означает однонаправленное влияние: одна планета, аспектируя другую, может быть не аспектирована сама.
- В индийской астрологии детально разработана система аспектов положения. Индийскими астрологами выделены сотни особых комбинаций элементов гороскопа, указывающих на некоторую определённую особенность или на яркую индивидуальную черту рождённого.
- Индийская астрология большое значение уделяет картам гармоник: они понимаются как гороскопы, говорящие о различных сферах жизни человека. Система «шодасаварга» доводит число подобных изучаемых карт до 16-ти. Наиболее важной считается карта девятой гармоники (навамша).
- Индийская астрология оперирует не только системой из 12-ти знаков Зодиака. Она также придаёт очень большое значение системе из 27-ми равных знаков, т.наз. «лунному Зодиаку», в котором прежде всего анализируется положение Луны и Асцендента.
- В индийской астрологии используются прогнозные методики солнечных революций и транзитов, а методики прогрессий и дирекций не являются популярными. Важнейшей прогнозной методикой является оригинальная система планетных периодов, никак не связанных с движением планет после рождения человека.
|
Основные термины
|
Овен |
Mesha (меша, «баран»); |
Телец |
Vrishabha (вришабха, «жеребец, самец»); |
Близнецы |
Mithuna (митхуна, «пара»); |
Рак |
Kataka (катака, «браслет»); |
Лев |
Simha (симха, «лев»); |
Дева |
Kanya (канья, «девушка»); |
Весы |
Thula (тула, «весы»); |
Скорпион |
Vrischika (вришчика, «тарантул»); |
Стрелец |
Dhanus (дханус, «лук»); |
Козерог |
Makara (макара); |
Водолей |
Kumbha (кумбха, «кувшин»); |
Рыбы |
Meena (мина, «рыба»); |
Кардинальный знак |
Chara (чара); |
Фиксированный знак |
Sthira (стхира); |
Мутабельный знак |
Dwiswabhava (двишвабхава); |
Обитель |
Swakshetra (свакшетра); |
Экзальтация |
uchcha (учча); |
Мулатрикона |
Moolathrikona; |
Планета |
graha; |
Солнце |
Surya, Ravi, Heli; |
Луна |
Chandra (Chandrama), Sitarasmi; |
Меркурий |
Budha, Hemno, Vit, Gno, Bodhana, Induputra; |
Венера |
Shukra (Sukra), Bhrigu, Brigusuta, Sita, Aspujit; |
Марс |
Kuja, Mangal, Ara, Vakra, Kruradrik, Avanaya; |
Юпитер |
Guru, Jiva, Angira, Suraguru, Vachasampathi, Ijya; |
Сатурн |
Shani, Sani, Kona, Manda, Suryaputra, Asita; |
Раху |
Rahu, Thamas, Agu, Asura; |
Кету |
Ketu, Sikhi; |
Дом |
bhava (бхава); |
Угловой дом |
Kendra (кендра); |
Последующий дом |
Panapara (панапара); |
Падающий дом |
Apoklima (апоклима ); |
Асцендент |
Lagna (лагна); |
Тригон |
Thrikona (трикона). |
Ряд астрологов выступает за совмещённое использование методик индийской и европейской астрологии, указывая, что эти методики не вступают в противоречие, а взаимно дополняют друг друга: просто индийская астрология даёт информацию о других срезах жизни, нежели западная. |
Библиография
|
- Д.Куталев Новая астрологическая энциклопедия
- Астрологический словарь / Авт.-сост. С.Ю.Головин. - Мн.: Харвест, 1998
- Хопке Т. (Налини-кантха дас). Ведическая астрология./ Пер. с англ. Д.М.Михайлова. - СПб., 1992
- Николов Н., Харалампев В. Звездочёты древности
- Спхуджидхваджа «Явана-джатака»
- Притхуяшас «Хорасара»
- Абу-р-Рейхан ал-Бируни «Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых»
- Рао К.Н. Карма и перевоплощение в индийской астрологии. / Пер. с англ. И комм. Б.Е. Бойко. -М.: Лига независимых астрологов, 1998
- Het Monster. Индийская астрология. Астрология для астрологов. - Донецк: Сталкер, 1997
- Индубала деви даси. Ведическая астрология. - СПб.: Фонд ведической культуры, 1997
- Лео А. Полный астрологический словарь
- Колесников А. Индийская астрология
- Колесников А. Планеты и чакры
- Раман Б.В. Вклад Индии в астрологию./ Пер. с англ. А.Андрианова.// Урания. - 1993. - N 2/3
- Мифы народов мира
- Хопке Т. Ведическая астрология
- Еремеева А., Цицин Ф. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира)
- Varahamihira's Brihat Jataka
- Varahamihira's Brihat Samhita
- Sphujidhvaja. The Yavanajataka
- Braha J.T. Ancient Hindu Astrology for the Modern Western Astrologer
- Parashara Muni. The Brihat Parasara Hora Shastra./ Translated by R.P.Santhanam. - New Delhi: Ranjan Publications, 1989
- Raman B.V. A Manual of Hindu Astrology. - Bangalore: IBH Prakashana, 1983
- Neugebauer O., Pingree D. The Panchasiddhantika of Varahamihira. Parts 1, 2. - København, 1970-1971
- Braha J.T. Ancient Hindu Astrology for the Modern Western Astrologer. - Hollywood, Florida: Hermetician Press, 1986
- Shil-Ponde. Hindu Astrology. - New Delhi: Sagar Publications, 1975
- Kannan S. Fundamentals of Hindu Astrology. - New Delhi: Sagar Publications, 1972
- Varahamihira's Brihat Samhita./ With an Ehglish Translation and Notes by Pandibhushana V. Subrahmanya Sastri and Vidwan M. Ramakrishna Bhat. Vol. 1, 2. - Bangalore: V.B.Soobbiah & Sons, 1947
- Varahamihira's Brihat Jataka./ English translation with original slokas in Devangari by Bangalore Suryanarain Rao. 4th edition. - Bangalore: Raman Publications, 1957
- Sphujidhvaja. The Yavanajataka./ Edited, translated and commented by David Pingree. Vol. 1, 2. - Cambridge, Massachusetts; London: Harvard University Press, 1978
- Harness D.M. Hindu Astrology (Vedic Astrology).// Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia
- Becker U. Lexicon der Astrologie
- Бхамби А. Звёзды смотрят на вас.// Диалог. - 1990. - N2
- deVore N. Encyclopedia of Astrology
- Raman B.V. Three Hundred Important Combinations
- Bently J. A Historical View of the Hindu Astronomy
|
Сайты
|
|