Бернадет Брэди

Судьба, свобода воли, гороскоп и души. Часть I.

Прогностическая астрология интригует. Как астрологи, мы просматриваем будущее, ища важные прохождения планет через меридианы (или какую-либо другую динамическую технику), и нашей целью можно назвать попытку прояснить будущее. Но, по правде говоря, это еще легкая часть дела, поскольку гораздо более сложной задачей является интерпретация астрологического материала.

Этот путь понимания роли прогностической астрологии заключается в изучении сложного, запутанного, а порой и загадочного характера судьбы. Всю жизнь, будучи астрологом, я боролась с этой проблемой, а в последние десять лет занялась ей как антрополог. Этот новый подход дал мне инструменты, позволившие обратиться за ответом к самому источнику. Этим источником были вы – члены глобального астрологического сообщества. Наше сообщество существует и имеет дело с судьбой уже более 2000 лет, и, следовательно, судьба сформировала саму нашу практику и астрологическую философию. Таким образом, рассматривая то, что представляют собой эти практики, мы на самом деле рассматриваем линии на ладони действующей судьбы. Чтобы лучше понять контекст того, что говорило наше сообщество, я также обратилась к философии и классике[1].

Судьба: ее история

Существует центральная предпосылка, с которой соглашаются все астрологи: наши жизни связаны с небесами. Движения планет, звезд и других небесных тел в какой-то мере имеют значение для нашей индивидуальной жизни. Наше окно в космос – это гороскоп, и он представляет собой наш личный союз с небесами. Он обеспечивает нам отрешенность от эмоций и забот, дает беспристрастное «второе мнение» о наших жизненных событиях. Таким образом, гороскоп предлагает нам целостный образ всей нашей жизни, прошлого, настоящего и будущего. Мы доверяем ему раскрыть нам представление о само́м значении нашего существования. Таким образом, гороскоп, или натальная карта, становится нашим спутником жизни, а его способность служить нам зависит от указа небес. Именно этот указ небес и его эффективность напоминают нам, астрологам, о том, что мы подвластны судьбе. Тем не менее, действительно ли мы понимаем, насколько она важна для нашей жизни?

Одно из первых определений судьбы дал римский сенатор Марк Туллий Цицерон(106-43 г. до н. э.): «Под Судьбой я имею в виду... упорядоченную последовательность причин, в которой одна причина связана с другими причинами, и каждая причина сама по себе производит эффект». Он писал о том, как работала судьба, заявляя: «Вещи, которые должны существовать, не просто внезапно возникают на свете, а эволюция времени подобна разматыванию каната: она не создает ничего нового, а только раскрывает каждое событие в присущем ему порядке»[2].

Такое мнение о судьбе похоже на современное определение детерминизма, в котором утверждается, что в будущем не может быть никаких двусмысленностей, поскольку всё, даже то, что вы сейчас читаете эту статью, продиктовано событиями прошлого. Таким образом, согласно доктрине детерминизма, в жизни нет места свободе. Человеческие действия, наряду с действиями всех других форм жизни, все без исключения продиктованы предыдущими событиями. Основываясь на этом ограниченном и узком взгляде на судьбу, Цицерон критиковал астрологию, заключив, что гороскоп, инструмент судьбы, мог раскрывать лишь один возможный жизненный путь. Для Цицерона в Судьбе не могло быть никаких сюрпризов – она была неизбежной.

Теперь мы могли бы пренебречь Цицероном, но, к сожалению, его предположение о судьбе было принято на веру во всем западном мире и стало основой большинства основных критических замечаний, направленных против астрологии. Классический аргумент «Различные судьбы» (два человека, рожденные одновременно, имеют разные жизни) и другой аргумент «Общие судьбы» (люди с разным временем рождения, умирающие одновременно в результате несчастного случая) оба основаны на предположении, что гороскоп может содержать только один возможный жизненный путь. Таким образом, если у двух людей один и тот же гороскоп, у них должна быть одинаковая жизнь, или если два человека погибнут в одной аварии, у них должны быть одинаковые гороскопы. Эти критические замечания в адрес астрологии существовали на протяжении веков и проявились в 1950-х и 1960-х годах нападением философа Теодора Адорно на астрологию. Он утверждал, что астрологи должны быть дезадаптированы, потому что, приняв судьбу, они отказались от всех понятий свободной воли – они позволили «звездам»[3] диктовать им их жизнь. Адорно, как и Цицерон 2000 лет назад, рассматривал судьбу как неизбежность, и поэтому какому бы то ни было астрологическому сочетанию могло быть приписано лишь одно возможное значение: неизбежная судьба приводит к неизбежному гороскопу. Конечно, это не взгляд астролога на гороскоп – не сейчас и даже не в классический период, - но, на удивление, это общий взгляд на гороскоп далеких от астрологии людей.

Неизбежность – не единственная ложная концепция вокруг судьбы; ее также путают с фатализмом. Фатализм как сила изображался в пьесе «Эдип Рекс» греческим трагиком Софоклом (ок. 496-406 гг. до н.э.). В пьесе Софокла Эдипу говорят, что ему суждено убить своего отца и жениться на своей матери. В ужасе он убегает из страны, чтобы не оказаться рядом с родителями. К сожалению, без собственного ведома он был усыновлен. Убегая от приемных родителей, он бросился навстречу своим настоящим родителям. История раскрывается, когда он претворяет в жизнь свою судьбу, убивая своего отца, которого он считает раздражающим стариком, а затем когда он вынужден жениться на своей матери в качестве воздаяния за свои поступки. Как только он осознал свое преступление, он вырвал собственные глаза в муках от «слепоты» перед лицом судьбы. «Эдип Рекс» считается одной из величайших пьес Древней Греции, поскольку показывает драматурга, борющегося с идеей моральной ответственности человека перед лицом богов – или с фатализмом.

Судьба и фатализм – по сути дела, одна и та же концепция, так как оба этих понятия описывают ожидающее вас неизбежное событие. Вам суждено умереть, независимо от того, что вы делаете сегодня. Фатализм и судьба не имеют влияния на настоящее, поскольку касаются только события, которое должно случиться в нашем будущем.

Для нас как астрологов полезно присвоить обоим этим представлениям о судьбе правильные названия. «Детерминизм» утверждает, что настоящее неизбежно и является силой, основанной исключительно на событиях прошлого. Это подтверждается объяснением науки о том, что теория Большого взрыва породила все события, разворачивающиеся сейчас из-за первого взрыва, который основал вселенную. «Фатализм», однако, не претендует на события сегодняшнего дня, но заявляет, что событие в будущем неизбежно, вне зависимости от действий, которые человек предпринимает сегодня. Таким образом, детерминизм исходит из прошлого, тогда как фатализм ждет нас в будущем. Судьба – та судьба, с которой мы работаем в астрологии, - по-видимому, попала в эстафетную гонку от одного «-изма» до другого, причем иногда ее рассматривают как детерминизм, а иногда также путают с фатализмом. Эти заблуждения о судьбе настолько широко распространены, что многие астрологи также считают судьбу неизбежной, а это, в свою очередь, приводит их к принятию самых разных жизненных философий.

Душа, свобода воли и гороскоп

Один из подходов, принятый многими астрологами в противовес версии судьбы по Цицерону, заключается в том, чтобы освободить душу или дух от ее влияния. Однако, чтобы освободить душу, ее нужно полностью или частично удалить из гороскопа. В этом подходе гороскоп и судьба рассматриваются как принадлежащие к материальному миру, а душа, обладающая свободной волей – как принадлежащая духовному миру, и, таким образом, перед лицом неизбежной судьбы сохраняется свободная воля. В пятом веке до нашей эры Платон принес в западную литературу понятие души, свободной от материального мира. Платоновское мышление стало особенностью большинства западных религий, потому что оно обеспечивало бессмертие души – если душа не принадлежала материальному миру, она была свободна от смерти. Такой раскол рассматривается как дуализм, где дуализм просто означает «две части». Следовательно, если учесть, что душа не полностью содержится в гороскопе, то ее можно рассматривать как форму «астрологического дуализма» и считать в философии стилем либертарианства, убеждением, что мы свободны.

Однако, следствием удаления души и, таким образом, свободной воли из гороскопа является то, что это уменьшает ценность гороскопа. Трудность заключается в расположении воли. Слова «свободный» и «воля» имеют тенденцию быть связанными друг с другом, как если бы они были неотделимы друг от друга, но, как только мы удалим слово «свободный» из его привычной связи со словом «воля», мы сможем спросить: «Что такое воля?» Исходя из нашего собственного опыта, мы боремся со своими желаниями, и мы часто говорим о необходимости иметь власть над ними, чтобы, например, отказаться от лишнего куска торта. На самом деле, жизнь – это постоянная борьба между собой и своими желаниями, и большинству из нас кажется, что воля должна принадлежать нашим желаниям, а не нашей свободной душе. Таким образом, воля не является свободной. Роль души в этой жизни состоит в том, чтобы отвлекать волю от материальных желаний тела, сделать волю свободной от влияния гороскопа. Тем не менее, хотя гороскоп с успешно удаленной волей также является гороскопом, который изо всех сил пытается говорить о характере и личной внутренней силе, я придерживаюсь точки зрения, что такой гороскоп обесценен.

Это дуалистическое мышление было заложено в западную астрологию в начале 20-го века через Теософическое общество и работу Алана Лео. По словам Алана Лео, можно было бы использовать свою душу, чтобы подняться над своими переходами (или прогрессиями), и чем больше смогла развиться ваша душа, тем менее значимым в вашей жизни был гороскоп. Цель заключалась в том, чтобы сделать ваш гороскоп неэффективным благодаря чистой силе вашей души и тому, что она владеет волей, тем самым нивелируя вашу физическую жизнь и ее материальные вопросы до уровня незначительных проблем. Лео уловил сущность астрологического дуализма, изящно заявив: «Материя обречена, в то время как дух свободен»[4].

Тем не менее, использование душой свободной воли вызывает сомнения. В этой астрологической модели наша душа свободна в выборе правильного и неправильного, и поэтому мы морально ответственны за наши действия. Тем не менее, эта свобода сдерживается, поскольку определяется духовной или религиозной доктриной. Если душа делает выбор против духовных ценностей доктрины, ее ждут отрицательные последствия. Такими последствиями может быть череда плохих следующих жизней; в период средневековья это был ужасающий огонь ада. С точки зрения Джеймса Хиллмана, такой выбор приведет к плохому настроению или плохому здоровью в текущей жизни[5]. Итак, насколько свободна ваша душа? Многие рассматривают свободу души скорее как духовное принуждение. Свобода – это свобода выбора за или против божественной воли без последствий. Следовательно, свобода достигается путем отделения души и воли от гороскопа, то есть благодаря астрологическому дуализму – свобода, которая ничего не стоит? Это вопрос, который должен задать себе каждый астролог.

Другая жизненная философия, принятая астрологами в противовес взгляду Цицерона на судьбу, заключается в том, чтобы перейти к более светской астрологии – астрологии, которая не требует определенной религиозной или духовной позиции. Почти половина астрологов, с которыми я беседовала, предпочитали заниматься астрологией светского стиля, отдельно от своих личных духовных убеждений. Эти астрологи использовали несколько разных подходов к сосуществованию с судьбой, один из которых представила Маргарет Хон.

Другое место для души

В 1951 году английский астролог Маргарет Хон ввела в астрологию новую философию. Она работала с архетипами и символами Карла Юнга и заложила основу так называемой психологической астрологии. Чтобы охватить мысли Юнга о коллективном бессознательном, Хон предположила, что гороскоп являлся не вашей личной картой, а картой космоса на мгновение и место вашего рождения. Если космос был в состоянии войны, тогда ваша судьба заключалась в том, чтобы выразить в течение жизни это космическое напряжение; если же космос был доволен собой, именно это было вашей судьбой. Таким образом, для Хон, карта была больше, чем личной; она отражала планетарный разговор, во время которого вы родились. Затем Хон отвернулась от астрологического дуализма и стала придерживаться мнения, что в гороскопе содержался весь человек: душа, дух, характер, психика, воля, личность и физическое тело[6]. Эта теория известна как монизм: все содержится в одном.  

Этот стиль монизма в астрологии уходит корнями в четвертый век до нашей эры, когда в греческом мире возникла целостная философия, известная как стоицизм. В условиях современного мира мы считаем, что стоики – особенно сильные люди, без жалоб переносящие трудности; однако, хотя по существу таков результат их учения, это поверхностный взгляд на стоицизм.

Стоик был на самом деле альтруистическим человеком, который посвятил свою жизнь благу планеты в целом. Такие люди полагали, что божественное находилось в происходившем в данный момент процессе создания и что спокойствие их умов помогало этому процессу. Роль прогностической астрологии, которую они решительно поддерживали, заключалась в том, чтобы предупредить человека о неизбежном будущем, чтобы его никогда нельзя было застигнуть врасплох и чтобы он мог сохранять спокойствие перед лицом возникающих проблем. Самым известным стоическим астрологом был Клавдий Птолемей (около 90-168 г.), который написал «Тетрабиблос», книгу, лежащую в основе всей западной астрологии. Он писал, что цель астрологии – обеспечить спокойное принятие неизбежного[7]:

«...если наступление [события] не было замечено, [оно] либо сокрушит разум, повергнув его в ужас, либо разрушит своего создателя внезапным восторгом; если, однако, такие события будут предсказаны, разум будет заранее подготовлен к тому, чтобы принять их, и сохранит уравновешенное спокойствие, привыкнув к созерцанию приближающегося события, как если бы оно уже совершилось, так что при его фактическом наступлении человек будет спокоен и полон решимости».

Этот стоический подход является важной темой в повседневной жизни многих астрологов. Такие астрологи считают, что не могут изменить события будущего, но знание этих событий позволяет им смиряться со своей жизнью. Действительно, многие из этих астрологов также принимают альтруизм стоической философии и считают, что, будучи спокойными, осведомленными о проблемах и избегая перехода в идею вины, они помогают миру стать лучше. Это верный и, я считаю, благородный философский подход к работе с знанием, которое дает нам астрология. Однако, для того, чтобы достичь психологического спокойствия перед лицом критики или личных кризисов, требуется немалая смелость.

Тем не менее, в этом стиле астрологического монизма могут быть свои трудности. Некоторые астрологи борются с требуемым альтруизмом; они становятся озлобленными и впадают в жизнь, полную обвинений. Они могут винить планеты или других людей в своей судьбе, тем самым не принимая на себя ответственность за свою жизнь. Другие астрологи могут обвинять свою прошлую жизнь, отраженную в их гороскопе, и тем самым становятся жертвами собственных духовных убеждений.

Такова теневая сторона астрологического монизма, и, хотя немногие из опрошенных мной астрологов проявили эту негативную сторону, она встречается среди практикующих все самые разные формы астрологии – психологическую, эзотерическую, гуманистическую и средневековую, и это если назвать лишь несколько стилей.

Астрологический монизм также является философией астролога, который стремится доказать астрологию в рамках наук, или, как вариант, это философия человека, придерживающегося точности астрологического предсказания вплоть до конкретного события в определенный день. В действительности, такой точности можно ожидать только в том случае, если весь человеческий фактор целиком содержится в гороскопе, а будущее считается неизбежным. Тем не менее, если таковы ваши убеждения, вы должны логически искать точные и повторяемые астрологические предсказания, и поэтому было бы разумно сделать стоический альтруизм своим образом жизни.

По правде говоря, обе эти позиции – дуализм и стоический монизм –формируются, исходя из представления Цицерона о том, что судьба неизбежна. Но так ли это?

Чтобы продолжить чтение, авторизуйтесь
Комментарии (1) Добавить комментарий
Комментариев нет. Вы можете первым оставить свой комментарий.
1
Спасибо за перевод и публикацию статьи этого замечательного астролога!
Это импульс и помощь для самостоятельного размышления астролога о ...
Чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь