САСАНИДСКАЯ АСТРОЛОГИЯ - этап развития астрологии в эпоху династии Сасанидов, правивших Персией с 226 по 642 гг. н.э. Первыми сасанидскими шаханшахами были Ардашир I (226 - 240) и Шапур I (240 - 272). При этих правителях греческая наука в целом и астрология в частности нашли благотворную почву, на пехлеви (персидский язык) было переведено множество греческих работ, в т.ч. астрологические сочинения Доротея Сидонского, Веттия Валента, Птолемея, Тевкра Вавилонянина, Гермеса. Одновременно переводились и индийские работы по астрологии. Таким образом, сасанидская астрология стала развиваться по пути сочетания концепций зороастризма с греческими и индийскими астрологическими техниками. Особенно покровительствовал развитию науки о звёздах Шапур I. Он был либерален к наукам и толерантен в религии: именно в его правление открыто выступил со своим учением Мани (он даже встречался с Шапуром). Сведений о занятиях астрологией в Сасанидском Иране после правления Шапура I сохранилось мало. Однако известно, что в конце IV - нач. V в. была отредактирована персидская версия трактата Доротея Сидонского, в неё были добавлены некоторые индийские теории (в частности, концепция навамш). Есть основания считать, что смешение греческих и индийских методик было главной характеристикой сасанидской астрологии. Основным персидским сочинением по астрономии и астрологии этого периода является государственный «Зидж-и шах» ("Шахский зидж"). Он был написан около 450 г. и переработан при Хосрове I Ануширване (531 - 579), правителе, который поощрял деятельность греческих (или греко-сирийских) и индийских учёных в Иране. До наших дней дошёл гороскоп, составленный на коронацию Хосрова I. В «Шахском зидже» зороастрийские доктрины сочетались с эллинистическими и индийскими элементами. Тот факт, что астрологические концепции являлись составной частью религиозной доктрины зороастризма (государственной религии Ирана), подтверждается анализом «Бундахишна» (IX в.) - самого значительного произведения пехлевийской литературы. Зороастрийские представления о мире, изложенные в этом сочинении, включают теорию астрологических эпох и систему 28 накшатр (они перечислены с их персидскими именами). Одним из важнейших достижений сасанидской астрологии была разработка астрологического описания истории, т.е. попытки изучить прошлое на основе толкования годичных гороскопов (на день весеннего равноденствия), анализа соединений Юпитера с Сатурном и т.п. Иранская астрология сасанидского периода оказала существенное влияние на более позднюю исламскую астрологию (см. Астрология и ислам). |