Тибет лежал на стыке двух древних цивилизаций - китайской и индийской. Усвоение элементов культуры соседних народов отразилось на тибетской (ламаистской) астрологии. Кроме того, следует учитывать, что формирование тибетской духовной культуры в значительной мере оказалось под влиянием буддийской церкви. Особым уважением на Тибете пользовался бодхисатва Манджушри, который в традиции тибетского буддизма считался олицетворением мудрости и покровителем астрологов. Именно Манджушри дал знание астрологии людям, дабы они испытывали меньше страданий в жизни: ведь научившись предсказывать события, люди могут предотвращать негативные события или хотя бы подготовиться к их наступлению. «Возводи дамбу перед наводнением» - говорится в одном тибетском тексте. Таким образом, тибетская астрология ни в коем случае не является фаталистической. Основная задача ламаистской астрологии – укреплять связь человека с тем, над чем не властны изменения. Согласно тибетским записям, цельная система китайской астрологии и предсказаний стала известна в Тибете в 635 г. Тибетцы узнали о ней от китайской принцессы Хун-шин Кун-джу (Hun-shin Kun-ju), которая была выдана замуж за правителя Тибета Срон-Цан-Гампо (Sron-Tsan-Gampo; правил с 617 г.). Возможно, некоторые сведения о китайской астрологии были известны и раньше (так, отдельные элементы китайской астрологии проникли в тибетскую религию бон), но в 635 г. произошло действительно знаменательное событие, когда цельная система знаний была передана учёными мужами Китая их тибетским коллегам. Эта астрологическая традиция не прерывалась вплоть до китайского коммунистического вторжения в Тибет в 1950 г. Ряд ценных астрологических работ, которые в самом Китае были утеряны, сохранились до наших дней в тибетской передаче. Древнейшей из таких работ тибетские астрологи считают трактат «Хьен-шан» (Khyen-shan), создание которого приписывается легендарному правителю Китая Фу-си. В тибетских источниках указано, что первая энциклопедия по астрологии появилась в Тибете также из Китая, во времена династии Тан (618 - 907). Из этого сочинения тибетцы узнали о методе предсказания, который они называют «Портхан» (Porthan). Ещё один важный источник сведений о развитии методов китайской астрологии в Тибете - «Драгоценный компендиум, сияющая сутра, незапятнанная и славящаяся» (dDus-pa Rin-po-che Dri-ma Med-pa gZi-brjid Rab-tu hBar-bahi mDo), известная также как просто «Славящаяся» (gZi-brjid). Это работа, созданная в начале XIV в. последователями тибетской религии бон, которая кодифицирует устную и письменную традицию бон по вопросам астрологии. В главе о предсказании приводится четыре метода астрологических вычислений, и все они китайские по происхождению. В частности, здесь упоминается метод работы с восемью триграммами «Книги перемен», построение магического квадрата Ло шу, вычисление влияния пяти стихий (у син) на жизнь человека. Влияние индийской астрологии на тибетскую тоже было весьма сильным. В частности, из Индии в Тибет проникли концепции круга 12 домов гороскопа и «лунного Зодиака», счёт дней недели и их планетарных управителей, система девяти планет (включающая Северный и Южный Узлы Луны как равноправные планеты), методика прогноза на основании планетных периодов. Ключевой индийской работой, оказавшей огромное воздействие на развитие тибетской астрологии, явилось буддийское сочинение «Калачакра-тантра раджа», которое приписывается самому Будде. Таким образом, тибетская астрология представляет собой синтез методик китайской и индийской астрологии, обогащённых тысячелетними наблюдениями и оригинальными разработками тибетских астрологов. В ней существует три системы составления гороскопов: 1. «Воcходящие гласные» (Yangchar); 2. Система Калачакры (Dhus Khor); 3. Система элементов (стихий) (Byung-rtsis). Во всех трёх системах очень важное значение имеет точное время рождения. Первая система, «янгчар», наиболее похожа на западную и индийскую астрологические системы. Здесь тоже строится гороскоп с двенадцатью домами, и анализируется положение планет в домах. Значения домов следующие: 1 - рождение, или тело; 2 - богатство; 3 - родственники отца; 4 - друзья и коллеги; 5 - дети; 6 - враги; 7 - супруг (супруга) и домашняя жизнь; 8 - жизнь и смерть; 9 - фортуна, религиозная практика и высшее образование; 10 - работа, или профессия; 11 - прибыли; 12 - потери. Учитываются следующие планеты (в порядке увеличения силы их воздействия на наши поступки): Сатурн (самая слабая планета), Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Луна, Солнце, Лунные Узлы (самые сильные). Солнце связывается с правителями и политическими лидерами, Луна - с министрами, королевами или другими политическими лидерами-женщинами, Марс - с солдатами и военачальниками, Меркурий - с дельцами, Юпитер - со священнослужителями и учёными, Венера - с музыкантами и художниками, Сатурн - с фермерами, черонорабочими и слугами. Луна, Юпитер, Меркурий и Венера считаются планетами, склоняющими к миру, а Солнце, Марс, Раху, Сатурн и Кету - склоняющими к насилию. При прогнозировании событий используется восходящая к индийской астрологии система планетных периодов (даш и антардаш). Вторая система , «дус хор», оперирует, в отличие от «янгчар», не девятью, а восемью планетами (Кету не учитывается). Четвёрка «гневных планет» располагается на северной, южной, восточной и западной позициях рассчитываемой карты, тогда как «мирные планеты» размещаются в четырёх углах карты, проявляя своё благоприятное или неблагоприятную природу. Интерпретация проводится с учётом дня недели, в который произошло рождение, восходяющего знака Зодиака и др. Интересно, что максимальная продолжительность жизни согласно этой системе составляет 108 лет. Третья система практически не требует астрономических расчётов, в ней заключения делаются на основании анализа взаимодействия пяти стихий (кит. у син) в момент рождения. Стихия Металла режет, стихия Воды увлажняет, стихия Огня нагревает, стихия Почвы укрепляет, а стихия Дерева приводит в движение. Для определения опасностей на жизненном пути человека, для выявления его болезней, для оценки его будущего материального состояния и т.п. тибетские астрологи изучают взаимодействия между этими стихиями, которые уподобляются взаимодействиям между матерью и сыном, между другом и врагом. Стихия | Её мать | Её сын | Её друг | Её враг | Дерево | Вода | Огонь | Почва | Металл | Огонь | Дерево | Почва | Металл | Вода | Почва | Огонь | Металл | Вода | Дерево | Металл | Почва | Вода | Дерево | Огонь | Вода | Металл | Дерево | Огонь | Почва | Астрологи Тибета делают свои заключения и дают рекомендации, опираясь на какую-либо одну, на две или на все три системы построения гороскопа. Астрология на протяжении столетий использовалась в Тибете для самых различных целей. Если говорить языком западной астрологии, то тибетская астрология включает в себя и натальную, и прогностическую, и медицинскую астрологию, и астрологию совместимости партнёров, и мунданную астрологию. Особое направление представляет собой посмертная астрология, которая определяет, какие религиозные ритуалы необходимы после смерти каждого конкретного человека и какой тип погребения следует выбрать (ритуал «Гандан Топча»). Основными среди астрологических обрядов на протяжении длительного времени были и остаются следующие. “Очищение года”. Проводится один раз каждые 12 лет. Вопреки распространенному сейчас в Европе мнению, будто год Животного-покровителя – это самый удачный год в жизни: “Наконец-то настал мой – год Дракона, теперь можно позволить себе все”, – это сложный год. Все равно, что со своей тенью столкнуться. Возможны болезни, неприятности. “Очищение менге”. Проводится один раз в 9 лет. “Менге” – по-тибетски означает “родинка” или “пятно”. Это абстрактное понятие, которое в цвето-цифровом коде определяет существенные энергетические характеристики духа человека, т.е., его бессмертной составляющей, которая перерождается после смерти. Очень трудный год – “под девять глаз годовых попасть, под девять глаз коровьих”. Может случиться всякое, это коварный, опасный год. “Очищение совпадения места”. Проводится для двух или больше людей, находящихся в течение одного года или с рождения в тесном контакте под знаком одного и того же элемента, “места на Небе”. Такая ситуация способствует потенциализации совместных проблем, невольному “наведению” друг на друга неприятностей, болезней. Общим началом в этих обрядах служит предохранение человека от неблагоприятных гравитационных воздействий. Интересна также тесная взаимосвязь астрологии с составлением календаря (что совершенно не характерно для западной астрологии, но очень часто имеет место у народов Азии). В период Средневековья тибетский календарь наступающего года подготавливался к концу уходящего года официальными астрологами, которые определяли, когда будут «несчастливые дни», с тем чтобы пропустить их и соответственно удвоить «счастливые дни», определить даты наступления праздников. Только после этого календарь считался действительным. Как сообщал в конце XIX в. «Тибетской погодный календарь» («Нга тэ таг тхэб»), в земледельческих районах счёт времени начинался со дня зимнего солнцестояния. У кочевников существовал учёт времени в зависимости от появления на горизонте (приблизительно в 8-м месяце) звезды Риши (Сириус), восход которой на небе возвещал о необходимости возвращения на зимние квартиры. Особенность тибетского традиционного календаря состояла в том, что каждый год из 12-летнего цикла Зодиака имел не только собственное название (как и у других народов Восточной Азии), но и «собственный» обряд, выполнявшийся именно в этом конкретном году. Такой обряд как бы фиксировал место года в календаре, во временном потоке. Чаще всего этот обряд включал паломничества, и в первую очередь паломничества - обходы тех или иных территорий страны. Каждый такой обряд-паломничество, выполнявшийся в определённый год (под тем или иным знаком Зодиака), можно рассматривать, с одной стороны, как регулярную фиксацию «демаркационной» линии, отделяющей «свой мир» от иного, а с другой - так подтверждалась принадлежность данной территории «своему миру» на целый год. В тех случаях, когда подобные паломничества носили религиозный характер, видимо, таким образом осуществлялось ещё и очищение от злых духов, скверны и грехов подвластной территории. Так, в год Обезьяны совершалось паломничество - обход долины (ронг-кор) горной вершины Цари в местности Дзаюл. В год Овцы, в 4-й месяц, совершалось паломничество к пику Кхаба Карпо, расположенному там, где встречаются Тибет, Бирма, Китай. В год Тигра обходили гору Дорджедроле, а в 4-й месяц этого же года, после появления первых ростков на засеянном поле и после трёх дней совершения религиозного обряда, в реку бросали козлиную шкуру. Тибетская астрология состоит из двух главных частей – так называемой “черной астрологии” (астрология элементов, или собственно астрология, как ее называют тибетцы) и “белой астрологии” (астрология планет, или “астрономия”, как переводят ее название тибетцы). В основе астрологии элементов лежат, как сейчас принято утверждать, древние астрологические знания до-буддийской религии Бон-по, на которые позже (начиная со II века до н.э.) оказала сильнейшее влияние китайская система астрологии элементов. Это система, о которой все теперь на Западе наслышаны, благодаря популяризируемым журналистами встречам Новых годов Желтого Кролика, Белого Дракона и т.д., и т.п. В основе “белой” астрологии лежит система Шри Калачакра-Тантры – система космологии и астрологии, и одновременно – один из высших путей достижения Освобождения в тантрическом буддизме. Текст Калачакры впервые был переведен на тибетский язык в 1027 году н.э. С тех пор ежегодно по нему рассчитываются традиционные тибетские астрологические альманахи, которые служат основным инструментом в повседневной работе тибетского астролога. Калачакра-тантра делится на три части, три уровня – Калачакра Внешнего, Калачакра Внутреннего и Калачакра Иного (или, по-другому, – Внешняя, Внутренняя и Альтернативная, или Тайная Калачакра). Калачакра Внешнего описывает устройство нашего физического мира, дает целый ряд рекомендаций, связанных с грядущей войной Светлых и Темных сил на Земле, расчеты календаря Калачакры, хронологию, космологию, астрологические правила и вычисления. Калачакра Внутреннего имеет дело с «внутренним миром» человека, описывает процессы внутриутробного развития и родов, строение и функционирование человеческого организма и психики, энергетические центры и каналы тела, различные праны и т.п., а также влияние внешних сил, таких как планеты и звезды, на человеческое тело и его функции. Калачакра Иного – самая сокровенная и мало кем практически изученная, но самая важная, – описывает медитативную и йогическую практику, посвящение, визуализацию и т.д., здесь же описано и состояние Просветления – результат всего того, что надлежит проделать практикующему эту тантру. Собственно, это и есть инструкция к прохождению высшего тантрического пути Калачакры. После вторжения китайских в войск в Тибет традиция тибетской астрологии не была прервана. И сейчас, во время изгнания Далай-ламы, она продолжает практиковаться и изучаться. Ведущим современным астрологом данного направления являлся доктор Джампа Г.Дагтон, руководитель Тибетского Медицинского и Астрологического Института. В настоящее время тибетская астрология распространена в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тыве. Некоторый драматизм придает то обстоятельство, что тибетская астрология сейчас находится на грани исчезновения. Это не преувеличение, – сейчас в живых остались буквально единицы настоящих тибетских астрологов, прошедших полное традиционное обучение (по крайней мере, хочется верить, что действительно полное). И все они, к сожалению, уже немолодые люди, живут очень далеко друг от друга (в разных частях Индии, в Непале и Бутане) и может случиться, что они так и не передадут ключевые знания никому из молодежи. См. также Монгольская астрология. |