Астрология и религия

  Упоминание астрологии в Библии

  Ветхий Завет

   Первое упоминание о светилах, звездах и небесных знамениях мы встречаем уже на первой странице первой книги Ветхого Завета «Бытие» (стих 14), о четвертом дне творения:
"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной,
 для отделения дня от ночи, 
и для знамений, и времен, и дней, и годов"
   Здесь совершенно недвусмысленно сказано «и для знамений», - которые, естественно, надо уметь понимать, расшифровывать. В дальнейшем в Ветхом Завете то же древнееврейское слово «знамение» встречается неоднократно, не обязательно связанное со светилами и звездами, но каждый раз - с Волей Божией, как и в приведенных выше словах книги Бытия.
   Из первых Книг следует, что светила и звезды небесные являют нам Волю Божию, и человек должен уметь читать знамения небес. Однако, сатана, «лжец и отец лжи», обольщающий людей, всякое знание пытается оторвать от веры в Бога и развернуть всякое знание против Его Воли. Не является исключением и знание «знамений небес». В первых четырех канонических книгах Моисеевых нет прямых указаний на греховность предсказателей, хотя, конечно, Вавилонское смешение языков можно и нужно рассматривать как запрет Бога на постижение тайн неба во имя своей гордыни. Но уже в пятой книге, во Второзаконии, мы находим осуждение поклонения «воинству небесному». Так, Моисей завещает избранному народу избегать идолопоклонства и, в частности, говорит: «И дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их все народам под всем небом» (Вт. IV:19). И далее говорится о том, что народу Израиля Бог будет открывать будущее через Пророков - при этом только те из них от Бога, чьи слова будут сбываться (Вт. XVIII:15-22). Евреи с самого начала своей библейской истории были окружены народами, поклонявшимися самым разным богам, «воинству небесному», так что забота Моисея о чистоте веры в Единого понятна, не требует специальных комментариев и, очевидно, не отменяет изначальной Благой вести о звездном откровении, звездном послании Бога человечеству в целом и каждому человеку.
   В других, более поздних книгах Ветхого Завета еще не раз можно встретить осуждение «звездочетов и предвещателей по новолуниям» (Ис. 47:13,14), а также указания на то, что пророк много выше любого прорицателя (Дан. I:20; II:27; V:7,8), однако все это, очевидно, никак не отменяет главный вывод нашего исследования: надо знать «уставы неба». Благая Весть в звездном небе светит всем с библейских времен до сих пор.

  Новый Завет

   В Новом Завете говорится о волхвах, определивших время и место рождения Иисуса Христа, и отправившихся вслед за путеводной звездой в Вифлеем. Именно волхвы (так в те времена называли персидских астрологов, звездочетов) первые поздравили Марию с рождением сына.
   Интересно, что в Библии волхвы делятся на плохих и хороших. Хорошие волхвы - персы, а плохие - египтяне. Именно египетские волхвы старались с помощью магии подражать чудесам, совершаемым Моисеем и Аароном, упоминаемым во времена Моисея и Иосифа. Магия строго осуждается и запрещается в Библии.

  Астролатрия

   В древности астрология имела повсеместное признание и использование. Она уходит корнями в астральную религию - астролатрию ( от греч. astron - «звезда» и latreia - «культ, служение») и до определенного момента неразрывна с ней. В астролатрии обожествляли Солнце, Луну и другие небесные тела. На ранних этапах развития человечества божествами считались сами небесные тела, на более развитых - они считались воплощениями богов или подчиненными богам. Астролатрия - неотъемлемый этап почти всех цивилизаций, хотя не всегда на ее базе зарождалась астрология. Для появления последней требовалась не только вера во влияние светил, но и довольно высокий уровень наблюдательной астрономии. Поэтому астрология появлялась лишь у народов, создавших высокую цивилизацию, и то не всегда (например, в доэллинистическом Древнем Египте астрологии не было). 
   Голландский историк науки Б.Л.Ван-дер-Варден указывает, что развитие астрономических знаний приводило как к новой форме астрологии, так и к смене астральной религии. Связь этапов развития астрономии, астрологии и астролатрии на Ближнем Востоке (Позднеассирийский, Халдейский и Персидский периоды) Ван-дер-Варден иллюстрирует следующей таблицей:
Астрономия MUL.APIN (1000-612 до н.э.) Астрология предзнаменований Старовавилонская и ассирийская религия
Зодиакальная астрономия (612 - 539) Примитивная зодиакальная астрология Митраизм, зерванизм и орфизм
Математическая астрономия (539 - 331) Гороскопная астрология Зороастризм

   Необходимо отметить, что правая часть этой схемы очень упрощена. Сложность религиозных течений на Ближнем Востоке, в Египте и Греции нельзя представить трёхчастной схемой без потерь. Граница между вторым и третьим этапом не такая уж резкая, однако этапы развития астрологии и астрономии представляются совершенно ясными и отчётливыми, а их взаимодействие с космической религией - надёжно засвидетельствованным в каждом из трёх случаев.
   В античности (V в. до н.э.) религии, связанные с мистериями, считали, что хорошие люди после смерти становятся звёздами. В эллинистическом Египте при Птолемеях существовало представление, что правители и их жёны после смерти превращаются в звёзды. Эти идеи восприняли римляне; с тех пор культ императоров одновременно являлся и астральным культом. Первым человеком в Риме, образ которого стал отождествляться со звездой, был Антиной (ум. 130), любимец императора Адриана.

  «Теологическая» астрология

   В некоторых странах древнего мира воззрения астрологии были целиком теологическими, т.е. религиозными. Так в вавилонской астрологии планеты считались если не самими богами, то хотя бы одной из форм их воплощения.  Древние индийцы также видели в планетах богов, на коих можно было повлиять молитвами и магическими обрядами. Существовали также виды астрологии, где Вселенная представляла собой механизм, где не было возможности проявиться ни воле человека, ни воле Бога.
   Традиционные религии, такие как иудаизм, христианство и ислам, эти два крайних направления в астрологии подвергали наиболее ожесточенным нападкам. С одной стороны, Бог, по их мнению, должен быть один (хоть и в трех ликах: Сын, Отец и Святой Дух), с другой - всё подвластно воле Бога!

  Отношение к астрологии в разных религиях

  • Буддизм
  • Герметизм
  • Гностицизм
  • Даосизм
  • Древнерусское язычество
  • Джайнизм
  • Зороастризм
  • Религии индейцев Америки
  • Индуизм
  • Ислам
  • Иудаизм
  • Каббала
  • Конфуцианство
  • Манихейство
  • Митраизм
  • Неопифагореизм
  • Неоплатонизм
  • Орфизм
  • Сабеизм
  • Свидетели Иеговы
  • Христианство
  • Церковь Света

    Библиография


  • Астрологический словарь / Авт.-сост. С.Ю.Головин. - Мн.: Харвест, 1998
  • Евангелие от Матфея 2:1-11
  • Архимандрит Никифор «Библейская энциклопедия» Москва, 1891
  • Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т.2. СПб., 1907
  • Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.
  • Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь
  • Гурев Г.А. Астрология и религия. - М., 1940

  • Сайты


  • http://theme.orthodoxy.ru/astrology/
  • http://astroacademia.narod.ru/ostrie_voprosi/astro_religia.htm
  • http://www.astrologic.ru/culture/disser/chapter4.htm